Класс Фамилия Вариант 1 Сложноподчинённое предложение с придаточными места, времени, причины, условия, цели. Часть А А1. Укажите предложение с придаточным места. 1) Там, где небо встретилось с землёй, горизонт родился молодой. 2) Я помню тот день, когда началась война. 3) Надо выучить правило, чтобы научиться им пользоваться. 4) Он так и не узнал, прибыл ли этот поезд. А2. Укажите предложение с придаточным времени. 1) Когда подул ветер, до нас донёсся слабый запах сирени. 2) По мере того как расступался молочно-белый туман, стали видны очертания гор. 3) Мой друг не сразу заметил меня, потому что была страшная толчея и суматоха. 4) Я хочу, чтобы люди жили в мире и согласии. АЗ. Укажите предложение с придаточным цели. 1) Мне говорили, что самое безмолвное время суток на земле бывает перед рассветом. 2) Он вернулся домой, чтобы взять забытые вещи. 3) Откуда ветер, оттуда и счастье. 4) Если ты поедешь на экскурсию, узнаешь много нового. А4. Укажите предложение с придаточным условия. 1) Поэт хочет, чтобы его мысли и чувства разделили его читатели. 2) Чтобы попасть на этот спектакль, надо купить билеты за-ранее. 3) Так как было очень жарко, все окна были распахнуты настежь. 4) Поторопись, если хочешь вернуться засветло. А5. Укажите вид придаточного в предложении: Абитуриент сумел сосредоточиться, чтобы верно написать экзаменационный тест. 1) придаточное причины 3) придаточное условия 2) придаточное времени 4) придаточное цели Часть В В1. Выпишите союз из предложения. С тех пор как я впервые побывал в Коктебеле, меня постоянно тянет туда. В2. Определите вид придаточного предложения: Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. Л.Н. Толстой Часть С С1. Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого? (См. задание В2.) Класс Фамилия Вариант 2 Сложноподчинённое предложение с придаточными места, времени, причины, условия, цели. Часть А А1. Укажите предложение с придаточным места. 1) Где ты будешь, там буду я. 2) Я не знаю, где граница между товарищем и другом. 3) Комната, где меня обычно устраивали, была занята. 4) Легенда умалчивает, сохранился ли этот замок. А2. Укажите предложение с придаточным причины. 1) Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо. 2) Звёзды одна за другой гасли по мере того, как розовел восток. 3) Так как мы уже встретились, дайте мне вашу руку. 4) Я догадываюсь, зачем ты хотел приехать. АЗ. Укажите предложение с придаточным цели. 1) Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. 2) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. 3) Где силой взять нельзя, там надобна ухватка. 4) Мне грустно потому, что весело тебе. А4. Укажите предложение с придаточным условия. 1) Счастье там нас ждёт, где его обрести не чаем. 2) Десятки мальчишек ныряли, чтобы увидеть лодку снизу. 3) Окно было открыто, поэтому ночная прохлада вливалась в комнату. 4) Если вы отправитесь к нему, то можете разминуться. А5. Укажите вид придаточного в предложении: Мы стали делать зарубки на деревьях для того, чтобы не заблудиться. 1) придаточное причины 3) придаточное условия 2) придаточное времени 4) придаточное цели Часть В В1. Выпишите союз из предложения: Для того чтобы собрать хороший урожай, нужно вложить много труда. В2. Определите вид придаточного в предложении: Как только все разошлись, я тоже начал собираться. Часть С С1. Как вы понимаете высказывание Людвига ван Бетховена? Людвига ван Бетховена