Класс Фамилия Вариант 1 Сложноподчинённое предложение с придаточными следствия, образа действия, меры и степени, с придаточными сравнительными, уступительными и присоединительными. Часть А А1. Укажите предложение с придаточным следствия. 1) Пока он говорил, собеседники внимательно за ним следили. 2) Всю неделю на побережье шли дожди, так что мало кто выходил на прогулку. 3) Отец толковал мне, что теперь вся степная птица спряталась. 4) В пору цветения, если тронуть сосну, она окутывается золотистым душистым облаком пыльцы. А2. Укажите предложение с придаточным меры и степени. 1) Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы, так как боялись отца. 2) Дождь прошёл так быстро, что земля не успела глубоко промокнуть. 3) Как только рассвело, мы отправились в дорогу. 4) Когда бричка была уже на конце деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика. АЗ. Укажите предложение с придаточным сравнительным. 1) Сани были пустые, потому что Володя уже стоял в сенях. 2) Коль нет цветов среди зимы, то и грустить о них не надо. 3) Мы втроем начали беседовать, как будто век были знакомы. 4) Когда стало смеркаться, гости наконец-то разошлись по своим комнатам. А4. Укажите предложение с придаточным уступительным. 1) Едва только взойдёшь на Невский проспект, уже пахнет одним гуляньем. 2) Я долго не решался позвонить, боясь, что мне попадёт за позднее возвращение. 3) Он даже не знал, откуда пошла эта гнусная сплетня. 4) Этот дом назывался постоялым двором, хотя возле него никакого двора не было. А5. Укажите вид придаточного в предложении: Вокруг было настолько красиво, что мы долго не хотели уезжать. 1) придаточное уступительное 2) придаточное следствия 3) придаточное присоединительное 4) придаточное меры и степени Часть В В1. Определите вид придаточного в предложении: Приехало много гостей, так что пришлось накрывать в зале. В2. Определите вид придаточного предложения. Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше. Г. Гендель Часть С С1. Напишите, как вы понимаете высказывание великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя. (См. задание В2.) Класс Фамилия Вариант 2 Сложноподчинённое предложение с придаточными следствия, образа действия, меры и степени, с придаточными сравнительными, уступительными и присоедини-тельными. Часть А А1. Укажите предложение с придаточным следствия. 1) Грэй задумался, так что позабыл о хозяине. 2) Нет такой лошади, чтобы не спотыкалась. 3) На другой день, чуть только заалел восток, все поднялись. 4) Не дождавшись, когда кончится беседа, я вернулся на квартиру один. А2. Укажите предложение с придаточным меры и степени. 1) Я ушёл из дома, пока гости разговаривали в гостиной. 2) Я надеялся, что погода не станет помехой в нашем путешествии. 3) Разрывы звучали так глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку. 4) Я увидел, как в клубах дыма бегают и суетятся люди с вёдрами. АЗ. Укажите предложение с придаточным сравнительным. 1) Ученик отвечал плохо, хотя накануне много занимался. 2) Никто не знал, долго ли ехать до станицы. 3) Как звали этого постояльца, я так и не узнал. 4) Мы спешили изо всех сил, как будто от этого зависела наша жизнь. А4. Укажите предложение с придаточным уступительным. 1) Пока светило солнце, на улице было относительно тепло. 2) Несмотря на то что все крайне устали, люди по- прежнему не расходились. 4) На пригорке стоял дом, где часто собирались почтенные жители города. 3) В мокром воздухе было тихо, потому что перестал задувать резкий, порывистый ветер. А5. Укажите вид придаточного в предложении: Необходимо было закупить нужные вещи, что и было поручено Савельичу. 1) придаточное уступительное 2) придаточное следствия 3) придаточное присоединительное 4) придаточное сравнительное Часть В В1. Определите вид придаточного в предложении: Морозы стояли лютые, отчего и погибли саженцы. В2. Определите вид придаточного в предложении: Восторг его гас, как гаснет свеча от сильного порыва ветра. А.П. Чехов Часть С С1. Напишите, как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского. Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая интересы своего отечества.