Класс Фамилия Вариант 1 Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Часть А А1. Укажите предложение с последовательным подчинением придаточных. 1) Сын попросился на самую тяжёлую работу, потому что он знал, что это необходимо для дела. 2) Эта дорога привела их в край, где росли тощие кусты, где жёлтая трава местами выбивалась из-под снега. 3) Чтобы добиться своей цели, надо верить, что всё получится. 4) Когда мы доберёмся до места, то поймём, почему нас так срочно позвали. А2. Укажите предложение с параллельным (неоднородным) соподчинением придаточных. 1) Я благодарю вас за дружбу, которая стала причиной того, что я приехала к вам погостить. 2) Студент не мог сосредоточиться на ответе, так что преподаватель понял, что придётся объяснять всё сначала. 3) Моё беспокойство усилилось, когда я увидел, что мой провожатый стал спускаться по лестнице. 4) Когда наступила хорошая погода, все старались воспользоваться ею, чтобы провести время на природе. АЗ. Укажите предложение с однородным соподчинением придаточных. 1) Когда зашло солнце и стало холодно, я вернулся домой. 2) Начинало темнеть, когда мы добрались до долины, где журчал ручеёк. 3) Едва мы преодолели половину пути, нас окружил такой сильный туман, что мы перестали различать друг друга. 4) Чем больше запрещать что-то, тем сильнее растёт желание у того, кто хочет это сделать. А4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) Я неожиданно подумал, зачем это отец ходит ночью по саду, как вдруг раздался выстрел. 2) Очевидно было, что старик был прав и, что я напрасно оскорбил его подозрением. 3) Слышно было, как гудели машины и как разговаривали люди. 4) Когда я ушел в каюту, где все уже спали, то понял, как я задержался. А5. Укажите вид подчинения придаточных в предложении: Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле. 1) однородное соподчинение 2) неоднородное соподчинение 3) последовательное подчинение 4) однородное соподчинение и последовательное подчинение Часть В В1. Определите вид подчинения в предложении. И грустно мне, что зыбким полукругом лежат во тьме пустынные дворы, что поздний час, что гаснут друг за другом торжественные звёздные миры. К. Ваншенкин В2. Сколько придаточных в предложении: Когда люди молоды и весна на дворе, всё кажется весёлым и радостным. Часть С С1. Расскажите о знаках препинания в сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением Класс Фамилия Вариант 2 Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными. Часть А А1. Укажите предложение с последовательным подчинением придаточных. 1) Песня, которая впервые прозвучала на телевидении, всем очень понравилась. 2) Чтобы не опоздать на спектакль, студенты решили, что поедут на такси. 3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. 4) Я не терял веры, когда меня хлестали зимние метели, когда меня сжигал летний зной. А2. Укажите предложение с параллельным (неоднородным) соподчинением придаточных. 1) Художник стал вспоминать, как выглядели первые весенние цветы, которые появились в его саду. 2) Общеизвестно, что листья мимозы, если до них дотронуться, мгновенно складываются. 3) Я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и как поворачиваются к солнцу. 4) Когда он посмотрел на часы, то был так занят своими мыслями и взволнован, что ничего не увидел. АЗ. Укажите предложение с однородным соподчинением придаточных. 1) Не надо хвалиться, коли не знаешь, как рожь родится. 2) Мы сразу поняли, что дети дома не ночевали и что они, скорее всего, заблудились на болоте. 3) Чем больше узнаёшь Мещёру, тем всё больше начинаешь любить эту необыкновенную землю. 4) Вечером, когда уже стало темнеть, в избу постучал человек, которого мы никогда раньше не видели. А4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 1) Через несколько часов она потеряла последние силы и, когда поняла, что ей не выбраться, горько заплакала. 2) Настало время прощаться, и, когда за нами приехал экипаж, мы поняли, как нелегко будет расстаться с этими величественными пейзажами. 3) Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния, и пока она светила, я увидел, как вдали мерцает огонёк. 4) В воображении теснились самые разные замыслы, и если писатель заставлял себя останавливаться на чём-то одном, то он опять забывал, каким должно быть начало. А5. Укажите вид подчинения придаточных в предложении: Всего же полнее и интереснее жизнь тогда, когда человек борется с тем, что ему мешает жить. 1) однородное соподчинение 2) неоднородное соподчинение 3) последовательное подчинение 4) однородное и неоднородное соподчинение Часть В В1. Определите вид подчинения в предложении. Чувствовалось, что в этом безлюдном месте царит теперь ночь поздней осени и совсем скоро придут холода. В2. Сколько придаточных в предложении: Как лес нельзя узнать, не углубляясь в него, а только поглядев на него издали, так и книга не принесёт тебе радости познания, если ты не научишься погружаться в чтение. Часть С С1. Расскажите о знаках препинания в сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением придаточных.