Класс Фамилия Вариант 1 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Часть А А1. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Учиться писать надо именно на маленьких рассказах ( ) они приучают автора экономить слова, писать более густо. 1) Ставится двоеточие, так как вторая часть бессоюзного предложения имеет причинное значение. 2) Ставится тире, так как содержание второй части противопоставляется содержанию первой. 3) Ставится тире, так как вторая часть имеет значение вывода. 4) Ставится запятая, так как вторая часть поясняет содержание первой. А2. В каком предложении на месте пропуска нужно поставить тире? 1) Через несколько секунд свет пропал ( ) что-то чёрное заслонило вход. 2) Он оглянулся, видит ( ) всадник нагоняет его. 3) Прошла неделя, месяц ( ) он к себе домой не возвращался. 4) Стоял безветренный зной ( ) листва на деревьях ослабла ( ) даже листы дуба слегка обвисли. АЗ. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: За ночь все отдохнули — можно было двигаться дальше. 1) Вторая часть указывает на быструю смену событий. 2) Содержание второй части противоречит содержанию первой. 3) Вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. 4) Первая часть указывает на время совершения действия, о котором говорится во второй части. А4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Оно и всегда так ( ) серьёзная работа старого мастера молодит, юнца мужает. 1) Ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой. 2) Ставится двоеточие, так как вторая часть поясняет содержание первой части. 3) Ставится тире, так как в предложении содержится противопоставление. 4) Ставится запятая, так как перечисляются последовательно происходящие явления. Часть В Прочитайте текст и выполните задания В1 и В2. (1 )Журчание ручейка всегда разное: на утренней зорьке звуки тише, мягче. (2)Солнечным ярким днём, когда вода, разбавленная небесной голубизной, становится прозрачнее, ручеёк плещется звонче. (З)Проносится ветер над лесом — ручеёк затихает, словно прислушивается. (По П. Дудочкину) В1. Найдите бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Напишите номер этого предложения. В2. Найдите бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого раскрывает содержание первой. Напишите номер этого предложения. Часть С С1. Напишите, как вы понимаете слова И. Крылова: Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Объясните постановку знаков препинания. Класс Фамилия Вариант 2 Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Часть А А1. Объясните постановку тире в предложении: Много снега зимой — урожай большой. 1) Предложение рисует быструю смену событий. 2) В предложении содержится противопоставление. 3) Первая часть обозначает условие того, о чём говорится во второй части. 4) Предложение со значением перечисления. А2. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении: Не небесам чужой отчизны ( ) я песни Родине слагал. 1) Ставится точка с запятой, так как части менее связаны по смыслу и распространены внутри. 2) Ставится запятая, так как перечисляются одновременно происходящие явления. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой. 4) Ставится тире, так как содержание одного предложения противопоставляется содержанию другого. АЗ. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире. 1) Опершись о серый гладкий ствол, он прислушался ( ) в высоте пел жаворонок. 2) Заглядывает он в кабинет ( ) вся комната завалена бумагами. 3) Лебеди до срока улетели ( ) вскоре засвистят метели. 4) Летняя ночь летит над Петербургом ( ) заря сияет над Петропавловской крепостью. А4. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить тире. 1) Вот приедет барин ( ) барин нас рассудит. 2) Когда освободился от снега, то увидел ( ) большой бурый медведь не спеша уходил от того места. 3) Жгло южное солнце ( ) трудно было дышать от пыли. 4) Я подошёл к окну ( ) снегопад был в полном великолепии. Часть В Прочитайте текст и выполните задания В1 и В2. (1 )Вода Байкала! (2)Бесчисленны её оттенки. (З)Подул ветерок — кто-то внезапно добавил в озеро синевы. (4)Озеро будто живое: оно дышит, меняется, радуется, сердится. (По Р. Армееву) В1. Напишите номер бессоюзного предложения, вторая часть которого содержит вывод, следствие того, о чём говорится в первой. В2. Напишите номер предложения, вторая часть которого поясняет, раскрывает смысл первой. Часть С С1. Напишите, как вы понимаете слова И. Крылова: Невежды судят точно так: в чём толку не поймут, то всё у них пустяк. Объясните постановку знаков препинания.