Класс Фамилия Вариант 1 Итоговый тест по теме «Бессоюзное сложное предложение» Часть А А1. Объясните постановку знака препинания в предложении: В комнате было очень холодно ( ) все три форточки были открыты настежь. 1) Ставится тире, так как вторая часть указывает на быструю смену событий. 2) Ставится тире, так как содержание первой части предложения сравнивается с содержанием второй. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой. 4) Ставится запятая, так как идёт перечисление фактов. А2. Укажите предложение, в котором на месте пропуска нужно поставить двоеточие. 1) Последний рывок ( ) мы у цели. 2) Я сидел у дороги, поджидая своего спутника, и нервничал ( ) время-то шло. 3) Будешь вперёд двигаться ( ) горы одолеешь. 4) Мгновение ( ) всё опять потонуло во мраке. А3. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Бледно-серое небо светлело, холодело, синело ( ) звёзды то мигали слабея, то исчезали. 1) Ставится запятая, так как перечисляются факты. 2) Ставится точка с запятой, так как идёт перечисление фактов при более распространённых предложениях. 3) Ставится двоеточие, так как второе предложение раскрывает содержание первого. 4) Ставится тире, так как предложение содержит противопоставление А4. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Пройдёт зима холодная ( ) настанут дни весенние. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой. 4) Ставится тире, так как в предложении рисуется быстрая смена событий. А5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Труд кормит ( ) лень портит. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой. 4) Ставится тире, так как предложение содержит противопоставление. А6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Упадёт луч на траву () вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой. 4) Ставится тире, так как в первом предложении содержится условие того, о чём говорится во втором. А7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Птицы приумолкли — жди грома. 2) Лес гудит на горе, низко гнутся берёзы ветвистые. 3) Он устроился удобнее меня: влез в дупло. 4) Комары запищали, запасайся плащами. Часть В Прочитайте текст и выполните задания В1 — ВЗ. (1 )С лесом надо дружить: он раскрывается только своим друзьям. (2)Чужаков он встречает недружелюбно, уж он постарается насолить им. (3)Уж какой-нибудь недогляд да найдёт! (4)Дырочка в сапоге — нальёт ледяной воды. (5)Ворот распахнут — горсть колючей хвои за шиворот. (6)Руками размахался — сейчас же по рукам жгучей крапивой! (По Н. Сладкову) В1. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением перечисления и напишите его номер. В2. Найдите бессоюзные сложные предложения, в первой части которых содержится условие того, о чём говорится во второй. ВЗ. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Часть С С1. Опишите весенний лес, используя бессоюзные сложные предложения Класс Фамилия Вариант 2 Итоговый тест по теме «Бессоюзное сложное предложение» Часть А А1. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: На железнодорожном переезде был опущен шлагбаум ( ) со станции шёл курьерский поезд. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как части предложения менее тесно связаны по смыслу. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения указывает причину того, о чём говорится в первой. 4) Ставится тире, так как первая часть предложения обозначает условие того, о чём говорится во второй. А2. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Он выглянул в окно и был изумлён необыкновенным зрелищем () над озером блистал фейерверк. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как предложения менее тесно связаны по смыслу. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения поясняет содержание первой. 4) Ставится тире, так как первая часть предложения обозначает условие того, о чём говорится во второй. АЗ. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Знал бы твой адрес ( ) давно бы навестил. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как предложения менее тесно связаны по смыслу. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения дополняет содержание первой. 4) Ставится тире, так как первая часть предложения содержит в себе условие того, о чём говорится во второй. А4. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Венчики трав качались над головами ( ) ольха осыпала плечи жёлтой цветочной пылью. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как предложения менее тесно связаны по смыслу. 3) Ставится двоеточие, так как второе предложение дополняет содержание первого. 4) Ставится тире, так как предложение содержит противопоставление. А5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Лук царевич опустил, смотрит ( ) коршун в море тонет. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как предложения менее тесно связаны по смыслу. 3) Ставится двоеточие, так как второе предложение дополняет смысл первого. 4) Ставится тире, так как второе предложение содержит в себе следствие того, о чём говорится в первом. А6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении: Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь солнцу и теплу ( ) капли, падая с них, звонко ударялись о лёд. 1) Ставится запятая, так как в предложении перечисляются последовательно происходящие явления. 2) Ставится точка с запятой, так как перечисляются факты, но при более распространённых предложениях. 3) Ставится двоеточие, так как вторая часть предложения поясняет смысл первой. 4) Ставится тире, так как вторая часть предложения содержит в себе следствие того, о чём говорится в первой. А7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой. 1) Будешь трудиться — будешь кормиться. 2) Вставать ему не хотелось, в избушке было очень холодно и сыро. 3) Самой реки не видно: прячется за рощей. 4) Утром не встал — день потерял. Часть В Прочитайте текст и выполните задания В1 — ВЗ. (1)Июнь — начало лета. (2)Самые длинные длятся дни. (3) На дальнем Севере и вовсе ночи нет: не заходит солнце. (4)На сырых лугах цветы всё больше солнечного цвета: купальницы, кулужницы, лютики, луг от них весь золотой. (5)Хорошо в летний июньский день пройтись по лесу — так станет радостно на душе и на сердце! (По В. Бианки) В1. Найдите бессоюзное сложное предложение со значением перечисления и напишите его номер. В2. Найдите бессоюзное сложное предложение, вторая часть которого указывает на причину того, о чём говорится в первой части, и напишите номер этого предложения. ВЗ. Найдите бессоюзное сложное предложение, в котором вторая часть указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Часть С С1. Опишите весенний лес, используя бессоюзные сложные предложения