Класс Фамилия Вариант 1 Итоговая работа (в формате ГИА) Часть А Прочитайте текст и выполните задания А1 -А7; В1 —В9; С1. (1 )Меня дядя Лёня встретил в женском фартуке и со сковородкой в руке. (2)На сковородке шипела яичница. (З)Раньше мне казалось, что дядя Лёня слишком много думает о еде: всегда я встречаю его с промасленными свёртками, которые он держит в протянутой руке. (4)Но мама мне объяснила, что все холостяки очень много возятся с продуктами, а едят гораздо меньше женатых: просто они не способны вести хозяйство. (5)— A-а, тёзка! — воскликнул дядя Лёня как-то растерянно и даже испуганно. (6)Меня тоже зовут Леонидом. (7)Или, вернее, Лёнькой... (8)—Ты один? — спросил дядя Лёня всё так же испуган-но. (9)И схватил сковородку другой рукой: она, наверно, была горячая. (10) — Я... один. (11 )Я по делу. (12)Но дядя Лёня выглянул на лестницу, будто за моей спиной мог кто-то скрываться и будто он чего-то опасается. (13)Потом он пригласил меня в комнату. (14)На подоконниках почему-то стояла посуда, прикрытая газетой, а в буфете, за стеклом, где обычно бывает посуда, почему-то стояли старинные книги. (15)Я решил, что ни за что на свете не буду холостяком. (16)—Дядя Лёня, я на минутку. (17)—Кушать не хочешь? (18)У меня есть яичница. (19)Глазунья: два глаза. (20)Можно с тобой поделиться... (21 )Я понял: он по доброте своей предлагает мне то, что достаётся ему с наибольшим трудом, — еду, яичницу. (22)И отказался. (23)—Мне надо сказать только два слова. (24)Мне надо узнать... (25)Ну, посоветоваться. (26)Насчёт отца. (27)Я услышал сегодня, что у него «двести двадцать на сто»... (28)Так примерно начал я разговор, сделав вид, будто знаю, что это такое: «двести двадцать на сто». (29)—Видишь ли, — сказал дядя Лёня. (30)Я ведь только зубной врач... (31 )«Всегда называет себя дантистом, — подумал я, — а тут — зубной врач... (32)Боится, я не пойму, что такое дантист. (ЗЗ)Считает меня кретином! (34)Или, вернее сказать, ребёнком. (35)Это для взрослых одно и то же». (36)—Скажите, дядя Лёня, это опасно: двести двадцать на сто? (37)Вы ведь знаете!.. (38)Он стянул очки с носа и засунул концы пластмассовых дужек в рот. (39)Так ему всегда удобнее думать. (40)—Как бы это тебе объяснить? — проговорил он не очень внятно, потому что дужки были во рту. (41)Почему мне нужно всё объяснять? (42)А просто сказать нельзя? (43)—Как бы это тебе объяснить, чтобы ты меня понял? (44)Ну, конечно, ведь я же ребёнок, то есть кретин! (45)—Отец выглядит абсолютно здоровым! — сказал я. (46)А когда смеётся, то становится даже румяным. (47)—Я бы с удовольствием к вам зашёл и посмотрел твоего отца, но лучше уж вызвать специалиста. (48) Тем более что Людмила не приглашала. (49)Мне самому неудобно... (50)—Но это опасно? (51)—Как бы тебе объяснить?.. (52)Это — высокое кровяное давление. (53)Его надо сбить! (54)Врачи выпишут лекарства: порошки, уколы, таблетки. (55)Но главное: положительные эмоции! (66)Понимаешь? (57)—Ещё бы! — соврал я. (58)И подумал: «Хорошо бы, чтоб он мне не поверил. (59)И объяснил!» (60)Он не поверил. (61)Или пропустил мои слова мимо ушей. (62)—Положительные эмоции — это значит радость, веселье, надежда... (63)Ведь главное — нервы. (64)Им нужно питание. (65)Я посмотрел на яичницу. (66)Он улыбнулся: —Да-да! (67)Им нужен витамин хорошего настроения. (68)Они это любят, нервы. (69)Отец работает на строительстве? (70)Всю жизнь он на стройках! (71)Это уже, прости меня, не для него: сроки, задания, планы. (72)И ещё...(73)Может, его что-нибудь мучает, угнетает? (74)Это надо решительно все изменить, и каждый день отец должен радоваться! (По А. Алексину) А1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: (41 )«Почему мне нужно всё объяснять?» 1) (60)0н не поверил. (61)Или пропустил мои слова мимо ушей. 2) (21 )Я понял: он по доброте своей предлагает то, что достаётся ему с наибольшим трудом, — еду, яичницу. (22)И отказался. 3) (40)Как бы это тебе объяснить? — проговорил он не очень внятно, потому что дужки были во рту. 4) (ЗЗ)Считает меня кретином! (34)Или, вернее сказать, ребёнком. (35)Это для взрослых одно и то же. А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «стянул» (предложение 38). 1) украсть, взять без спроса 3) стянуть что-либо узлом 2) снять с себя 4) потянуть (скатерть) АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) На подоконниках почему-то стояла посуда, прикрытая газетой, а в буфете, за стеклом, где обычно бывает посуда, почему-то стояли старинные книги. 2) Положительные эмоции — это значит радость, веселье, надежда. 3) Им нужен витамин хорошего настроения. 4) Меня дядя Лёня встретил в женском фартуке и со сковородкой в руке. А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове ЗНАЮ четыре звука. 2) В слове ВЗРОСЛЫХ все согласные звуки твёрдые. 3) В слове СДЕЛАВ первый согласный звук звонкий. 4) В слове СМЕЁТСЯ буквы ТС обозначают звук [ц]. А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова. 1) пригласил 3) поделиться 2) предлагает 4) проговорил А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением — «неполное действие»? 1) примерно 3) предлагает 2) приглашала 4) прикрытая А7. Написание какого слова определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительных, основа которых оканчивается на Н, пишется НН»? 1) промасленный 3) растерянно 2) старинные 4) испуганно Часть В В1. Замените фразеологизм «пропустил мимо ушей» в предложении 61 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. В2. Замените словосочетание «пластмассовые дужки» (предложение 38), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ВЗ. Выпишите грамматическую основу предложения 50. В4. Среди предложений 36-44 найдите предложение с обращением. Напишите номер этого предложения. В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Ну,(1) конечно,(2) ведь я же ребёнок,(3) то есть кретин! —Отец выглядит абсолютно здоровым! — сказал я. — А когда смеётся, (4) то становится даже румяным. В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Это уже,(1) прости меня,(2) не для него: сроки,(3) задания, (4) планы. И ещё... Может,(5) его что-нибудь мучает,(6) угнетает? Это надо всё изменить,(7) и каждый день отец должен радоваться! В8. Среди предложений 6-13 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. В9. Среди предложений 16-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Часть С С1. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания С.Я. Маршака: Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка. Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста А. Алексина, иллюстрирующие грамматические явления. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение вы можете словами С.Я. Маршака. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Класс Фамилия Вариант 2 Итоговая работа (в формате ГИА) Часть А Прочитайте текст и выполните задания А1 -А7; В1 —В9; С1. (1)А зимой отец сказал, что свои летние каникулы я проведу вместе с ним и с мамой: мы отправимся на юг, на Кавказ, к Чёрному морю. (2) — Это твоё последнее лето, — сказал отец. — (3)В будущем году ты должен поступить в выбранный институт. (4)Надо набраться сил, закалить организм! (5)—Мы полетим на самолёте, — сказал отец. — (6)Чтобы в свое последнее лето ты испытал все удовольствия. (7)Удовольствия я любил. (8)К тому же я никогда не купался в море и не летал по воздуху. (9)Последнее лето обещало быть очень счастливым, я ждал его с нетерпением. (10)Неделю назад отец купил три билета на самолёт. (11)А сегодня я получил долгожданное письмо до востребования. (12)Нина Георгиевна взволнованно писала: «Жду тебя. (13)На всё лето взяла отпуск. (14)Не поехала со своими ребятами в пионерлагерь: жду тебя! (15)Но если ты не приедешь, я не обижусь. (16)У тебя могут быть другие дела и планы. (17)Это можно понять». (18)Я написал ей письмо. (19)Я объяснил, что правильнее приехать к ней в январе, потому что зимой я не смогу отдохнуть на море, а северный город, в котором я жил столько лет, зимой ещё лучше, чем летом: можно кататься на лыжах. (20)Я прочитал письмо — и не смог заклеить конверт. (21)Это было чужое письмо, не моё: длинное, обстоятельное, без помарок. (22)Нет, я должен быть у неё в тот день, когда обещал, когда она ждёт меня. (23)Или вообще не приезжать никогда. (24)Я не могу стать её третьей потерей... (25)И сейчас еду сдавать свой билет. (26)Дома я сказал, что очень хочу повидать бабушку и Антона, которые остались там, в городе моего детства. (27)Я и правда по ним соскучился. (28)Ho еду я к Нине Георгиевне, первой жене моего отца, которую бросил он и которую бросил её приёмный сын, Шурик. (29)Я не буду давать телеграмму: я приеду и открою двери ключами, которые до сих пор у меня. (30)Теми самыми, которые оставил Шурик. (31)Она об этом не знает. (32)Пусть не одни только печальные сюрпризы являются в её дом. (33)Мама не возражает: ей приятно, что я так стремлюсь к своей бабушке, к её маме. (34)А с отцом я сегодня по-дурацки поссорился. (35)Первый раз в жизни. (36)Он вышел из себя, сказал, что поездка моя неразумна, что бабушке и Антону надо просто послать письмо, что можно потом пригласить их в гости. (37)Отец сказал, что я разрушаю планы семьи, что я вырос бескрылым, раз отказываюсь от гор, от высот, от полёта... (38)И всё-таки я еду сдавать билет. (39)Отец привёл слова, кажется вычитанные в книге: «Жизнь человека — это маршрут от станции Рождение до станции Смерть со многими остановками и событиями в дороге. (40)Надо совершить этот маршрут, не сбиваясь с пути и не выходя из графика». (41)А я подумал о том, что ведь есть самолёты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания. (42)Это самолёты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают... (43)Я не сказал об этом отцу. (44) Но я еду сдавать билет. (По А. Алексину) А1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой едет сдавать билет на самолет»? 1) (7)Удовольствия я любил. (8)К тому же я никогда не купался в море и не летал по воздуху. 2) (22)Нет, я должен быть у неё в тот день, когда обещал, когда она ждёт меня. (23)Или вообще не приезжать никогда. (24)Я не могу стать её третьей потерей... 3) (41)А я подумал о том, что ведь есть самолёты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания. 4) (26)Дома я сказал, что очень хочу повидать бабушку и Антона, которые остались там, в городе моего детства. А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «бескрылый» (предложение 37). 1) лишённый крыльев 2) не умеющий летать 3) не имеющий творческой фантазии, мечты 4) боящийся летать самолётом АЗ. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм. 1) Он вышел из себя, сказал, что поездка моя неразумна, что бабушке и Антону надо просто послать письмо, что можно потом пригласить их в гости. 2) Это было чужое письмо, не моё: длинное, обстоятельное, без помарок. 3) Не поехала со своими ребятами в пионерлагерь: жду тебя! 4) Последнее лето обещало быть очень счастливым, я ждал его с нетерпением. А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове МОЕ четыре звука. 2) В слове ЕЩЕ все согласные звуки мягкие. 3) В слове КОТОРОМ все Согласные звуки твёрдые. 4) В слове СБИВАЯСЬ буква С обозначает звук [с]. А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне слова. 1) повидать 2) вырос 3) соскучился 4) отдохнуть А6. В каком слове правописание приставки определяется её значением — «приближение к чему-либо»? 1) приятно 3) приеду 2) пригласить 4) приёмный А7. Написание какого слова определяется правилом: «В страдательных причастиях прошедшего времени в полной форме пишется НН»? 1) взволнованно 3) долгожданное 2) длинное 4) выбранный Часть В В1. Замените разговорное слово «по-дурацки» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово. В2. Замените словосочетание «северный город» (предложение 19), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. ВЗ. Выпишите грамматическую основу предложения 3. В4. Среди предложений 26-32 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения. В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах предложения. (36)Он вышел из себя,(1) сказал,(2) что поездка моя неразумна,(3) что бабушке и Антону надо просто послать письмо,(4) что можно потом пригласить их в гости. (37)Он сказал,(5) что я разрушаю планы семьи,(6) что я вырос бескрылым,(7) раз отказываюсь от гор,(8) от высот,(9) от полёта… В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 29. Ответ запишите цифрой. В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. (26)Дома я сказал,(1) что очень хочу повидать бабушку и Антона,(2) которые остались там,(3) в городе моего детства. (29)Я не буду давать телеграмму: я приеду и открою двери ключами,(4) которые до сих пор у меня. В8. Среди предложений 20-23 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. В9. Среди предложений 10-17 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения. Часть С С1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова писателя Ф.М. Достоевского: Язык, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли. Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста А. Алексина, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.