Класс Фамилия 1 вариант Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ по теме «Синтаксис (словосочетание, простое предложение)» 1. Замените словосочетание «с возмущением возразил», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. 2. Замените словосочетание «отцовская рубашка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. 3. Замените словосочетание «под потолком из дерева», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. 4. Выпишите грамматическую основу из предложения. Капитану очень хотелось услышать от старого, опытного, много плавающего штурмана подтверждение своих слов. Ответ: ___________________________. 5. Выпишите грамматическую основу из главной части сложноподчинённого предложения. Эти люди, по мнению Васи, оказались на редкость славными и добрыми, хотя поначалу он их боялся. Ответ: _______________________________________________. 6. Выпишите грамматическую основу из предложения. Что стоишь, качаясь, тонкая рябина, головой склоняясь до самого тына? Ответ: ___________________________. 7. Среди предложений 1?7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения. (1)Рядом с рыбным рынком, в прозрачной, словно хрусталь, воде заливчика бухты, отливавшей изумрудом, купалась толпа мальчишек. (2)С весёлым смехом бросались они в воду, плескались, обдавали один другого брызгами, плавали, ныряли. (3)Они резвились от души, соревнуясь в своём искусстве друг перед другом и перед глазеющей публикой. (4)Тем временем над рынком, который был залит блеском весёлого южного солнца, стоял непрерывный говор толпы. (5)Речь, как водится, изобиловала неправильностями языка южных городов и звучала мягким тоном малороссийского акцента. (6)Среди этой речи порой выделялось торопливое, громкое и в то же время вкрадчивое «сюсюканье» продавцов рыбы и устриц – балаклавских греков. (7)Слышались и гортанные звуки татар, сидевших на корточках у корзин с грушами, виноградом и яблоками. Ответ: ___________________________. 8. Среди предложений 1?7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. – (1)Доброго утра, папенька! – тихо, совсем тихо проговорил дрогнувшим от волнения голосом Вася, приблизившись к письменному столу. (2)Слыхал ли отец приветствие сына и нарочно, как это случалось не раз, не обращал на него ни малейшего внимания, трудно было решить, но он не поворачивал головы. (3)Так прошло несколько долгих, томительных секунд. (4)А в раскрытое окно кабинета, полного прохлады, глядели густые акации и тенистые, раскидистые орешники. (5)Они невольно напоминали Васе о том, что там, в верхнем саду, его ждут приятные встречи, о которых никто из домашних не догадывался. (6)Усы отца были неподвижны, и скулы морщинистых щёк не двигались. (7)Мальчик, однако, решился заговорить снова, ощутив внезапный прилив мужества. Ответ: ___________________________. 9. Среди предложений 1?5 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (1)Коноплёв принялся за порученное ему дело с таким увлечением, какого никогда не проявлял в корабельных работах. (2)Те он исполнял хоть и старательно, но совершенно безучастно, делал их с покорностью подневольного человека и с автоматичностью машины. (3)А здесь, в конюшне, он вкладывал в работу всю душу, и потому эта работа казалась ему и приятна, и легка. (4)К слову, он даже внешне переменился необычайно. (5)Обыкновенно скучавший и несколько вялый, он стал вдруг деятелен, весел около своих четвероногих «пассажиров» корабля и даже забыл на время постылость морской службы, страх перед нелюбимым океаном. Ответ: ___________________________. 10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. – Сударь,(1) почему вы надеялись,(2) что именно я отыщу Жучку? – с чрезвычайным любопытством спросил Коля. – Какой-то слух был,(3) будто вы её отыскиваете,(4) скоро приведёте. Мы,(5) главное,(6) всё стараемся верить: Жучка,(7) наша дорогая собака,(8) жива. Ответ: ___________________________. 11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении. – Вовка,(1) как здорово! – выдохнул Уголёк,(2) глядя на нарисованного щенка. – Ты просто так рисовал,(3) из головы,(4) или срисовывал? – Что ты! Я всегда рисую с натуры,(5) – солидно возразил Вовка. – Утром я вышел подышать воздухом,(6) а он тут сидит. Ты,(7) конечно,(8) ещё спал. Ответ: ___________________________. 12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при конструкции(-ях), грамматически не связанной(-ых) с членами предложения. С Балалаем щенок познакомился недавно. Это был серый с рыжими клочьями пёс. Ноги и хвост у Балалая тонкие и длинные,(1) уши не то стоят,(2) не то висят и на бегу качаются,(3) словно крылья. Увидев такое чудовище,(4) щенок,(5) ясное дело,(6) опрокинулся на спину и задрал все четыре лапы. Балалай не тронул его и сказал слова,(7) которые на человеческий язык можно перевести примерно так: ? Брось валять дурака,(8) старик. Не маленький уж. Как звать? ? Не знаю… ? робко сказал щенок и сел. Ответ: ___________________________. Класс Фамилия 2 вариант Диагностическая работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ по теме «Синтаксис (словосочетание, простое предложение)» 1. Замените словосочетание «играл с азартом», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. 2. Замените словосочетание «бумажные обои», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. 3. Замените словосочетание «в ящике из пластика», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. Ответ: ___________________________. 4. Выпишите грамматическую основу из предложения. Мишке, изрядно вымотавшемуся за сегодняшний день, спать совсем не хотелось. Ответ: ___________________________. 5. Выпишите грамматическую основу из предложения. Лицо мальчика, стоявшего в кабинете отца перед большим письменным столом, было несколько испуганным, но в то же время решительным. Ответ: _______________________________________________. 6. Выпишите грамматическую основу из предложения. Ну же, няня, скорей помоги мне! Ответ: ___________________________. 7. Среди предложений 1?7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (1)Положение было критическое, и не было никакой возможности выбраться из него. (2)И помощи, к сожалению, ждать было неоткуда; не оставалось ничего, кроме слепой надежды на спасение. (3)Однако на всякий случай зарядили орудия, и через каждые пять минут раздавались выстрелы, разносившие по океану весть о бедствии. (4)Но никто, казалось, этих выстрелов, таких громких, оглушительных, не слыхал. (5)Молчаливые и сосредоточенные матросы торопливо вытаскивали на палубу провизию, паруса, разные вещи. (6)У денежного сундука, вынесенного из капитанской каюты, стоял часовой. (7)Несмотря на работу всех помп, маленький военный клипер постепенно наполнялся водой через полученные от ударов о камни гряды пробоины. Ответ: ___________________________. 8. Среди предложений 1?7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения. (1)Арестанты, которые приходили ежедневно, кроме праздников, на работу в сад командира порта, обыкновенно были одни и те же. (2)Они таскали откуда-то ушаты с водой, поливали цветники и гряды, пололи траву, подстригали деревья, мели дорожки, посыпали аллеи свежим гравием. (3)Одним словом, они делали всё, что приказывал им главный садовник Карл Карлович, вольнонаёмный немец. (4)Работа была не из тяжёлых, и арестанты, по-видимому, были ей очень довольны. (5)Вот к этим людям, отбывающим суровое наказание за свои преступления, и торопился белокурый мальчик Вася. (6)Несмотря на суровое приказание матери и сестёр не только не разговаривать с этими отверженными людьми, но и не подходить даже близко, мальчишка торопился к ним. (7)Предвкушая удовольствие поболтать с арестантами, он легко взбегал с террасы на террасу и окидывал взглядом длинные аллеи. Ответ: ___________________________. 9. Среди предложений 1?6 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения. (1)Цирк устроили здесь же, у пустого сарайчика, где во время ремонта помещалась прорабская. (2)Сначала Толик начертил на земле круг, потом все обложили этот круг обломками кирпича. (3)Их добродушно отдала юным артистам тётя Клава, весёлая комендантша дома. (4)Правда, за это она потребовала билет на представление, назначенное на сегодняшний вечер. (5)А Витька-Мушкетёр быстро, всё время оглядываясь, притащил с другого конца улицы ведро с песком. (6)Этот песок высыпали в центр круга, разровняли его, и получилась арена. Ответ: ___________________________. 10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове. Так глупо всё получилось,(1) мой милый пёс Нордик. Я вёз тебя из далёкого стойбища на реке Конде и потерял у самого города,(2) в поезде. Когда я выскочил в тамбур,(3) парень с большой корзиной в ответ на мой вопрос пробормотал,(4) что не видел никакого щенка. И я тогда подумал: наверное,(5) уже больше никогда тебя,(6) своего доброго друга,(7) не увижу. Ответ: ___________________________. 11. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении. Митька чувствовал: если зареветь и сказать что-нибудь вроде «дяденька,(1) больше не буду,(2) простите»,(3) то,(4) наверное,(5) ещё можно спастись. Но реветь и унижаться,(6) когда у тебя в руках лук и стрела с алыми перьями на хвосте,(7) было немыслимо. Ответ: ___________________________. 12. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при конструкции(-ях), грамматически не связанной(-ых) с членами предложения. Парень поднял рейку и вдруг ухмыльнулся,(1) так что глаза его совсем превратились в щёлочки. ? Слушай,(2) малёк,(3) давай заключать договор. ? А как? – несмело поинтересовался Алька. – Я не умею. ? А это просто. Ты хватай мою рейку и доставляй на тот берег,(4) а я за это,(5) может быть,(6) завтра найду другое место для моста и не буду срубать твою берёзу. Алька поспешно кивнул. Не спорить же с человеком,(7) от которого зависит жизнь Зелёной Гривы! Ответ: ___________________________.