План. Конспект. Тема. СПП, подчинительная связь и подчинительные союзы, главное и придаточное предложение. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «понятие о сложноподчиненном предложении»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания с элементами беседы. Слайд 2-3. (время 0:04)
Вопросы к классу о
А. сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях, сходстве и разнице между ними, сочинительной и подчинительной связи.
Б. способах прикрепления подчинительной части.
2. Слово учителя. Слайд 4. (время 0:01)
Вступительное слово перед просмотром видеоурока «Понятие о СПП»
3. Понятие о сложносочиненном предложении. Слайд 5-34. (время 0:20)
А. Неравнозначность частей в сложноподчиненном предложении. Главная и придаточная часть на примере: Я должен выполнить домашнее задание раньше, чтобы вечером сходить с друзьями на футбол.
Б. Подчинительная связь в СПП, пример: Я не знаю, когда мы вернемся из похода.
В. Отношение придаточной части полностью к главной или к одному или нескольким членам главного предложения на примерах: Наши приключения начались, когда мы отстали от основной группы туристов. Я встретил Николая, который учился со мной в девятом классе.
Г. Классификация придаточных частей сложноподчиненных предложений, пример: Мы посещаем факультатив по физике, потому что участвуем во всероссийской олимпиаде. Если нам не мешать, мы быстрее справимся с заданием.
Д. Союзные слова в СПП на примерах: Я все-таки нашел книгу, которая была запрятана в самом дальнем углу школьной библиотеки. Я всегда с тоской вспоминал свою деревню, где воздух свеж и девственна природа.
Е. Указательные слова в сложноподчиненных предложениях на примерах: Ему очень хотелось построить такой аэроплан, который летал бы выше и дальше всех. Вокруг везде, куда ни взгляни, росли необыкновенно яркие цветы.
3. Средства связи в СПП. Слайд 11. (время 0:02)
Беседа с классом о средствах связи частей СПП.
4. Подчинительные союзы и союзные слова. Слайд 12-14. (время 0:08)
А. Функция подчинительных союзов хотя, если, точно, чтобы, словно… на примере: Печально было сознавать, что выпавший нам шанс мы упустили безвозвратно.
Б. Функция союзных слов откуда, что, когда, кто, чей, какой, который... на примере: Прибывший директор призвал рабочих, от которых зависело бесперебойный оборот конвейера, вернуться на свои места.
Г. Способы выражения союзных слов.
Д. Предотвращение ошибок при разборе предложений с союзным словом: Барбос, который (Барбос) потерял интерес ко всему в этот знойный полдень, вдруг ожил, увидев Наталью.
5. Закрепление. Слайд 15. (время 0:07)
Задание на определение союзов и союзных слов в СПП.
* Результаты хронометража действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.