НЕ и НИ, их значение и употребление    

    План-конспект урока 

    НЕ и НИ, их значение и употребление

    

    Частицы НЕ и НИ

    План. Конспект. Тема. Правописание частиц НЕ, НИ и приставки НЕДО. Правило, примеры, задания, презентация «употребление частицы»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-12. (время 0:05)
    Задание. Раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Пример задания:
    Не выдюжил(-таки) мусье, заблажил, он(-де) обласкан Государем и требует к себе должного почтения.

    2. Употребление и правописание частицы НИ. Слайд 13-18. (время 0:09)
    А. Слово о наиболее частотных частицах в русском языке.
    Б. Применение НИ для усиления
    - отрицательных сказуемых:
    Нет пути ни вспять, ни вправо, ни влево, только вперед!
    - утверждения, например:
    Что бы ему ни хотелось, все сбывалось
    В. Применение НИ в фразеологизмах: ни шатко ни валко.

    3. Употребление и правописание частицы НЕ. Слайд 19-24. (время 0:09)
    А. в прямом отрицании действия, предмета или признака например: она не врач, поезд не прибыл, дорога не трудная.
    Б. - в утвердительном предложении (двойное отрицание): Не могу не согласиться с предыдущим оратором.
    В. в обобщённо–усилительном значении: Кто только не читал эти книги!
    Г. без отрицательного значения в придаточных, например: Надо спешить домой, пока не разразилась гроза.
    Д. одновременно в обоих частях сложного предложения: Не мужчина тот, кто смертельно не влюблялся.

    4. 3акрепление. Слайд 25-30. (время 0:05)
    Выполнение учащимися заданий на правописание НЕ и НИ.

    5. Приставка НЕДО. Слайд 31-34. (время 0:06)
    Запись учащимися памятки для разграничения НЕДО- и НЕ ДО-.

    6. Закрепление. Слайд 35-41. (время 0:08)
    Выполнение учащимися заданий на правописание приставок НЕДО- и ДО-

    7. Домашнее задание. Слайд 42. (время 0:03)
    Запись домашнего задания.

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)


Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.

Ф.Раневская,
актриса






Статистика посещений
   Сегодня 112  Сейчас 18







НЕ и НИ, их значение и употребление

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 79.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "НЕ и НИ, их значение и употребление"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-10-26

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Частица как часть речи. НЕ, НИ, их значение и употребление.
Содержание. Частиц НЕ, НИ и приставка НЕДО. Правило, примеры, презентация «правописание частиц»
1. Проверка домашнего задания.
Задание. Раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Он желал(бы) выглядеть респектабельным горожанином, однако(ж) внешность выдавала в нем сельского пройдоху.
Это все одно, что прямо обвинить: ты, мол, плут и вор.
А теперь послушай(-ка), дружок, сказку.
Думаю, пристроюсь кое(-как) где(-нибудь) на лавке
Вегетарианского не держим(-с)
2. Употребление частицы НИ.
Эта частица наряду с НЕ является самой употребительной и применяется в качестве
- усиления отрицания отрицательного сказуемого:
Невозможно определить ни союзников, ни врагов.
Смысл предложения без этой частицы не меняется.
НИ во всех случаях усиливает отрицательное значение.
Иногда сказуемое может отсутствовать, но подразумеваться, например:
А на великой реке ни плеска, ни

шороха (не слышно).
- усиления утверждения, например:
Что бы ему ни поручали, за все он брался с веселым энтузиазмом
Если поставить отрицательную частицу НЕ вместо НИ, то получится бессмыслица.
- в устойчивых оборотах: ни богу за пазуху ни к черту в котел. 
3. Употребление частицы НЕ.
- для выражения отрицания, например:
Мусор не убран, он не строитель, задача не трудная
Не может отрицать и действие, и предмет, и признак.
- для выражения утверждения, например:
Не могу не рассказать о своих студенческих приключениях.
Конструкции такого типа называются двойным отрицанием: невозможно не посочувствовать, нельзя не заметить.
- в вопросительных и восклицательных предложениях, которые имеют обобщённо – усилительное значение. Например:
Кто в пароходстве не знает Теодоре Марчеловича – виртуоза борща и поварешки!
- в придаточных предложениях без отрицательного значения, например:
Надо было выезжать раньше, пока не перекрыли дорогу.
- в сложноподчинённых предложениях, в которых в

которых оба предложения отрицательные:
Нет таких людей, которые не попадали под стрелы Амура.
3. 3акрепление.
Задание. Объясните значение и правописание частиц не и ни.   
На озере н.. рябинки, вода чистая и гладкая.
Там н.. было н.. деревца, н.. кустика, никакая жердинка н.. торчала из земли.
Кто н.. видел этих птиц на городских улицах?
Невозможно н.. восторгаться его игрой.
Пока н.. вернулись хозяева, можно немного пошалить.
Задание. Запишите и объясните написание не, до- и недо-.
недоумение во взгляде, недоверчивый жандарм, здесь явная недоработка, недополучить средства, регулярно недоедать, не доедать мороженное до конца, недовольная покупкой женщина
4. Домашнее задание.
Упражнение № 340.
Выучить теорию; составить предложения с двумя – тремя словосочетаниями.




Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.