Дополнение    

    План-конспект урока 

    Дополнение

    

    План. Конспект. Тема. Второстепенные члены предложения. Способы выражения дополнения,  прямые, косвенные дополнения. Примеры, задания, схема «дополнение - прямое - косвенное», презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Словарная работа. Слайд 2. (время 0:02)
    Слова-синонимы: решение, постановление, резолюция.

    2. Беседа. Слайд 3. (время 0:02)
    Беседа о второстепенных членах предложения.

    3. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 4-10. (время 0:06)
    Понятие о дополнении как о члене предложения.

    4. Слово учителя. Слайд 11-13. (время 0:08)
    Составление схемы «дополнение - прямое - косвенное».

    5. Беседа. Слайд 14. (время 0:04)
    Область применения дополнений, способы их выражения.

    6. Закрепление. Слайд 15-19. (время 0:07)
    А. Задание на нахождение дополнений в словосочетании глагол + существительное.
    Б. Трудности в определении дополнений с формулировкой вывода силами учащихся.
    В. Секрет для маленькой компании для обнаружения дополнений в предложениях.
    Г. Задание на изменение сказуемого в предложении с целью преобразования подлежащего в дополнение.
    Д. Задание на определение способов выражения дополнения. Самостоятельная формулировка вывода.

    4. Слово учителя. Слайд 21. (время 0:03)
    Слово учителя о случаях совпадения форм именит. и винит. падежей существительных

    7. Цифровой диктант. Слайд 22-23. (время 0:08)
    Задание на определение н/ф глагола  как дополнения или н/ф глагола в составе сказуемого.

    8. Итоги урока. Рефлексия. Слайд 24. (время 0:04)

    9. Домашнее задание. Слайд 25. (время 0:01)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)Урок русского языка в 8 классе. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате


-Я могу работать с Селезневым, но с членами отдельными - я их в упор видеть не могу.

В.Черномырдин,
премьер-министр РФ






Статистика посещений
   Сегодня 50  Сейчас 3







Дополнение

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 27.
К уроку
презентация

Дополнение
Картинка урока
Дополнение
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Дополнение.
II. Оборудование и приложения. Презентация «Дополнение прямое, косвенное»
Словарная работа.
Решение, постановление, резолюция – синонимы
Беседа.
В. Как вы думаете, если в предложении есть главные члены, то каким членам предложения они могут противопоставляться?
Второстепенным.
В. Почему?
Главные – входят в основу предложения, второстепенные – нет.
В.  Какова же тогда их роль в предложении?
Распространяют предложение, делая его насыщеннее, подробнее
Слово учителя с элементами беседы.
В. Перечислите известные вам второстепенные члены предложения?
В. К чему относится дополнение?
Задание. Произведите синтаксический разбор предложения.
Простился (с кем?) с вереницею – управление.
Вереницею (кого?) гусей – управление.
Вереницею (какой?) запоздалой – согласование.
Простился (где?) над скатертью – управление.
Простился (когда) сегодня – примыкание.
Скатертью (какой) белой, широкой – согласование.
В. Докажите на примере, что дополнение в данном предложении

относится к глаголу или дополнению-существительному.
Простился с вереницею гусей.
Закрепление.
Задание. Выпишите словосочетания глагол + существительное.
Конек режет лед (в.п.). Весло задевает водоросли (в.п). Мастер чинит телефон (в.п.).
Режет лед. Задевает водоросли. Чинит телефон
Вывод. Все дополнения выражены в.п. без предлогов. Прежде чем найти дополнение, необходимо уяснить зависимость значения предложения от порядка слов. Только после этого формы в.п. дополнения не будут путаться с формой им.п., например:
Корни деревьев питают листья.
Секрет для маленькой компании. Подставляйте слово книга при затруднении.
Задание. Найдите подлежащее и сказуемое, измените сказуемое так, чтобы подлежащее преобразовалось в дополнение.
Туча закрыла небо. Бабушка любит внучку. День сменяет ночь.
Небо закрыто тучей. Внучка любима бабушкой. Ночь сменяет день.
Задание. Найдите дополнения. Сформулируйте вывод.
Барин велел Матрене спеть. Договориться с ними я не смог. Я попросил их подождать. Признаюсь, я желаю помириться с ним.
Вывод: н/ф глаг. – дополнение в случае, если действие произведено разными

лицами (приказал встать, прошу рассказать) и если н/ф можно заменить существительным (договорился поехать – о поездке).
Цифровой диктант.
Определите дополнение. 1 – составное сказуемое, 2 – дополнение.
1. Слушатели попросили исполнить новое произведение композитора. (2) 2. Друзья посоветовали поехать отдыхать в Крым. (2) 3. Отец позволил нам с братом прокатиться на мопеде. (2) 4. Петр Семенович намерен решить это уравнение. (1) 5. Я хочу показать свое изобретение. (1) 6. Они просили меня  составить справку о музее. (2) 7. Есть маленький шанс выполнить это задание. (1) 8. Мэр требует завершить строительство объекта в мае. (2) 9. Я требую поставить мою любимую пластинку. (1) 10. Я попрошу вас не указывать. (2)
Итоги урока. Рефлексия.
Домашнее задание.
Составить предложения со словами рассказ, она, отдыхающие, три яблока так, чтобы они были в одном случае главными членами, а в другом – второстепенными:
Упр. 169, 170


Комментарии к этому уроку:

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.