Употребление ь для обозначения мягкости и грамматических форм.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Ь для обозначения мягкости согласных. Ь для обозначения грамматических форм. Словарный диктант. Правило, задания, примеры, презентация «обозначение мягкости и грамматических форм помощью мягкого знака»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-3. (время 0:04)
    А. Вопросы классу по написанию Ы и И после приставок.
    Б. Словарный диктант №5.

    2. Теория (опорный конспект). Слайд 4-9. (время 0:12)
    А. Мягкий знак в русском языке.
    Б. Мягкий знак как показатель мягкости.
    В.  Случаи, когда мягкий знак не пишется.

    3. Упражнения на закрепление. Слайд 10-19. (время 0:07)
    А. Задание на расстановку ь в словах.
    Б. Задание на изменение слова по  образцу.

    4. Теория (опорный конспект). Слайд 20-32. (время 0:12)
    Ь для обозначения грамматических признаков слов. Примеры применения Ь.

    5. Упражнение на закрепление. Слайд 33-34. (время 0:07)
    А. Задание на образование краткой формы прилагательного из заданных прилагательных.
    Б. Запись слов под диктовку на расстановку Ь и определение грамматическую основу слова.

    6. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 35. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Вронский упрекал себя, что совершил самоубийство.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 109  Сейчас 6







Употребление ь для обозначения мягкости и грамматических форм.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 30.
К уроку
презентация
формообразование и ударение для 10-11 классов

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Употребление ь  для обозначения мягкости и грамматических форм."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-12-17

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Мягкий знак для обозначения мягкости и грамматических признаков слов.
II. Оборудование и приложение. Презентация «ь для обозначения мягкости и грамматических форм»
Проверка домашнего задания.
В. Какому принципу подчиняется написание Ы вместо И после приставок?
Фонетическому.
В. Почему после приставки меж- не происходит перехода  И в Ы?
По традиции.
Теория /опорный конспект/
Буква ь в качестве:
а) разделительного;
б) мягкости согласного;
в) указания грамматических форм.
Ь как показатель мягкости согласных пишется:
- после любого (кроме шипящих) мягкого согласного на конце, включая окончания любой части сложных слов: 
тень, конь, фонарь, мельзавод, медьсодержащий.
- между согласными мягкими, когда при изменённом слове впереди стоящий согласный остается мягким, а следующий – сменяется на  твердый:
о мольбе (мольба), о просьбе (просьба), о ходьбе (ходьба), но! зонтик (зонты).
Не пишется:
- в буквосочетаниях щ и ч с другими согласными (кроме л+ч   и  л+щ): нянчить, речка, фонарщик.
- между мягкими л:

иллюстрация, иллюзия, аллея.
- перед -ск- в прилагательных от существительных на -рь, -нь:   конь – конский, зверь – зверский.
Упражнения на закрепление.
а) Задание. Запишите под диктовку.
Борьба, тончайший, просьба, мальчик, нянчить, коленчатый, гонщик, жерди, области, басни, дочка, черви.
Верфи, брусничный, молотьба, заросли, зеленщик, мысли, зонтик, лентяй, винтик, венчик, песни, жизнь, вести, кости.
Задание. Слова измените по образцу:
Бетон – бетонщик; камень, сбор, гонки;
Уголь – угольщик; пила, стекло; 
Бурить – бурильщик; курить;
Конец – кончать; венец;
Мрак – мрачный; восток, удача;
Ночь – ночка; дочь, свеча, печь.
Ь для грамматических признаков слов.
Имя существительное
С ь. 3 склонение, ед. ч., ж.р.: ночь, дочь.
Без ь. 2 склонение, ед. ч., м. р.: меч, карандаш. Родительный падеж, мн.ч.,  существительных 1 или 2 склонения: много туч (1 склонение.), отсутствие училищ (2 склонение).
Имя прилагательное
Без ь. Краткая форма: кипуч, могуч, линюч.
Глагол
С ь. Инфинитив: печь. 2л., ед. число: читаешь, говоришь. Повелительное наклонение: отрежь, не обрежьте.
Наречие
С ь.

Навзничь, настежь. Исключения: замуж, уж, невтерпёж.
Частицы
С ь. Ишь, бишь, вишь,  лишь.
Упражнение на закрепление.
Задание: поставить, где необходимо ь; определить грамматическую основу слова.
Танцуешь, упряжь, дочь, крыш, картечь, навзничь, горечь, кирпич, вишь, толочь,  дрожь, камыш, мелочь, читаешь, наотмашь, тысяч, бич, тягуч, певуч, зряч, мажь, точь-в-точь, мышь, колюч, обруч, видишь, тысяч, тишь, рисуешь.
Брошь, молодежь, груш, клич, задач, мощь, задач, нож, сторож, ковш, измажь, ландыш, муж, мажешь, училищ, товарищ, колешь, жилищ, хрящ, уничтожьте, съешьте, массаж, задач, плащ, режь, обозначь, врач, смерч, злющ, клещ, пустошь, ездишь, карандаш, сушишь, рощ, рожь, пляж, сушь, бишь, плачьте
Задание: образуйте краткую форму прилагательного.
Горячий, свежий, пахучий, жгучий, тягучий, могучий, колючий, линючий, ходячий, зрячий, хороший, рыжий, злющий, лежачий.
Домашнее задание.
Конспект выучить, упражнения № 163, 164.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.