Имя существительное как часть речи.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема.  Часть речи: имя существительное, его лексические, грамматические признаки; склонение, падеж существительного. Примеры, задания, проверочная работа, презентация «существительное»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:10)
    Проверочная работа по уроку «Гласные э, е, ё  и сочетание йо»

    2. Запись опорного конспекта. Слайд 3-37.  (время 0:23)
    А.  Имя существительное. Вопросы к существительному.
    Б. Признаки существительного лексические и грамматические.
    1. Собственные, нарицательные существительные  на примерах: государство, река – Португалия, Енисей;
    2. Одушевлённые, неодушевлённые существительные  на примерах: окунь, птенец; автомобиль, урок. Определение одушевлённости/неодушевлённости посредством винит.падежа множ.числа: охотник – охотников. Примеры существительных в русской речи: марионетка, дама, ферзь; «лопух», войско, инфузория;
    3. Собирательные, вещественные, отвлеченные, конкретные существительные, примеры: корабль, тьма,  профессура, нефть.
    В. Иноязычные несклоняемые существительные, методы определения их рода.
    Г. Склонение и падеж существительного. Особая группа разносклоняемых существительных. Адъективный тип склонения.

    3. Закрепление.  Слайд 38. (время 0:09)
    Выполнение учащимися упражнений учебника.

    4. Рефлексия. Домашнее задание.  Слайд 39. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Тарас сел на коня. Конь согнулся, а потом засмеялся.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 158  Сейчас 5







Имя существительное как часть речи.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 35.
К уроку
презентация
проверочная работа "употребление гласных Э, Е, Ё"

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Имя существительное как часть речи."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-01-08

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Имя существительное как часть речи."



Класс     Фамилия 

Вариант 0

Объясните употребление Е и Э.
дуэт, бромэтил, диэлектрик, Ева, маэстро, мэрия, пиетет, полиомиелит, поэтому, Шопен, эра, эфир, эхо, диез, адекватный,  Бэкон, бекон,  бенефис, каноэ, квинтэссенция, кекс, леди, метр, октаэдр, пируэт, Рафаэль,  этажерка, эшелон,

Вставьте пропущенные буквы.
…ст…тика поведения, в окнах м…рии горел свет, восточная …кзотика  набила оскомину, д…по од…сского филиала железной дороги, паци…нт чувствовал себя прекрасно, чуткие р…ле электростанции работали исправно, тусклый фонарь освещал одинокий фа…тон, в фой… сквозило из разбитых окон, г…н…раторы управлялись дистанционно, здание про…ктировалось в ускоренном темпе, в комнатах бель…тажа проводили ремонт

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока.  Имя существительное.
II. Оборудование и приложения. Презентация к уроку.
Проверка домашнего задания.
Проверочная работа по уроку «Гласные э, е, ё  и сочетание йо» /прилагается/
Запись опорного конспекта.
Существительное, (кто? что?), охватывает в языке широчайший спектр слов с значением предмета: повествование, гроза, животные.
Существительные подразделяются по лексико-грамматическим признакам:
Нарицательные существительные – обобщающие наименования близкородственных предметов, например: государство, мушкетер, река.
Собственные именуют предметы: Португалия, д’Артаньян, Енисей.
Одушевленные – живых существ: окунь, птенец, зверь
Неодушевлённые – понятия, явления или предметы, не относящиеся к живому: автомобиль, дерево.
Определение часто представляется довольно сложной задачей. Показатель одушевленности / неодушевленности: в.п. м.ч. у одушевлённых совпадает с р.п., например: охотник – охотников, а у неодушевлённых – с и.п.: окно – окна.
Исключения. Вопреки нашему восприятию живой и неживой материи, в нашей речи одушевлёнными являются

существительные:
марионетка, кукла (как игрушка), мертвец, матрёшка, покойник, адресат;
названия фигур шахмат и игральных карт: дама, валет, король, туз, слон, ферзь
существительные на –ище среднего рода, обозначающие волшебных персонажей сказок: чудище, страшилище;
Существительные, применяемые в переносном значении: дубина - «глупец», тюфяк - «слабый характером», лопух - «простак».
Являются неодушевлёнными
собирательные существительные: студенчество, народ, табун, толпа, стая, войско;
названия микроорганизмов: инфузория, микроб, эмбрион, личинка.
Конкретные существительные обозначают конкретные материальные предметы и явления: корабль – корабли, дождь – дожди, зима – зимы
Абстрактные (отвлечённые) существительные описывают признак, состояние или некое действие: тьма, доброта.
Существительные собирательные несут значение совокупности однородных или близких к таковым материальных объектов как единого целого: профессура, крестьянство.
Существительные вещественные обозначают материальный состав предмета или однородной массы: олово, сахар, нефть.
Род имен существительных
- мужской род: жонглер, конферансье, рантье;

названия птиц и животных: пони, фламинго;
- женский род:  миссис, леди;
- средний род: ситро, кашне.
Исключение:  кофе – напиток, мужского рода.
- мужской род: смерч – ветер; сулугуни – сыр; хинди, пушту, фарси, бенгали – языки мира;
- женский род: цеце – муха; кольраби – капуста
- муж. и жен. род: инкогнито, хиппи.
- жалюзи – употребление только во множ. числе.
По родовому слову происходит определение имен собственных: Дели – город, мужской род, «Гардиан» – газета, женский род.
Род аббревиатур соотносится с родом ключевого слова ГУМ – (магазин), мужского рода, ПТУ – (училище), мужского рода, МТС – (станция), женского рода.
Запомните!
Мужского рода слова: рояль, тюль, шампунь, а вуаль – женского.
Склонение и падеж существительных.
1 скл.: земля, бабушка, отчизна, дядя.
2 скл.: сом, пень, стекло.
3 скл.: лошадь, дочь
Закрепление. 
Упражнение по учебнику
Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнение  № 181.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.