Грозовые шестидесятые.    

    Русский язык и литература
Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Нос Гоголя наполнен глубочайшим содержанием.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 29  Сейчас 7







Грозовые шестидесятые.

К уроку
тексты для карточек

Урок литературы в 10 классе.
Урок 2

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-10-29

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Грозовые шестидесятые.
II. Цель урока. Показать идейно-эстетическую борьбу в литературе второй половины 19 века. Жанровая дифференциация литературы, развитие психологизма, появление новых героев. Литературная критика  (Н. Добролюбов, Д. Писарев). Журналы 60-ых годов.
Лекция учителя.
Суть лекции: идея связи литературы с освободительными движениями. Давайте вспомним строки из письма Белинского к Гоголю, говорящие о роли писателя в русском обществе: текст №1 прилагается
В. Чем же объясняется такая исключительная роль литературы в обществе?
Полный ответ на этот вопрос пока невозможен. Но урок явится началом ответа, а продолжением - весь курс литературы в 10 классе.
Литература - самое массовое и самое действенное средство пробуждения и развития духовной активности людей, художественное развитие человека неотделимо от его политического и нравственного развития.
Писатель не наделяет читателя готовыми убеждениями, но учит мыслить и помогает вырабатывать их самостоятельно. Входя в мир литературы, отразившей живую действительность, читатель становится зорче, вдумчивее, восприимчивее к жизненной правде.
В. Вспомните произведения, в которых открыто звучали призывы к свободе, к борьбе с тиранией.
«Вольность» Пушкина, «Завещание» Шевченко. Они распространялись в обход

цензуры - устно, в рукописях, появлялись в нелегальных изданиях.
Но чаще всего художественные произведения не содержали прямых революционных высказываний. Они изображали жизнь так, как ее увидел художник, но мог бы увидеть и читатель. Заболел пахарь, и некому убрать выращенный хлеб («Несжатая полоса»), ученик сапожника тоскует о родной деревне и пишет письмо дедушке - единственному родному человеку. («Ванька Жуков» Чехова). Не так-то просто усмотреть «крамолу» в этих произведениях. Конечно, хранители старого порядка всегда чуяли дух свободолюбия и стремились его искоренить. Но художественная литература - в силу самой ее специфики - оказалась поразительно стойкой в борьбе с цензурой.
Вся энергия церковной жизни Запада оказалась направленной не в духовную, а в мирскую сторону. В России же, унаследовавшей христианство от Византии, патриархи не претендовали на непогрешимость, никогда не соблазнялись ролью земных владык и свято соблюдали дистанцию между духовными и мирскими интересами. Не дело церкви заниматься мирским устроением.
Например, «Муму». Повесть и написана-то была «на съезжей», в полицейском участке, куда Тургенев был посажен за статью о Гоголе.
Бесспорно, повесть направлена против крепостного права. Но в истории глухонемого дворника и его собачки нет никаких прямых высказываний против социального строя России. И цензор пропустил «Муму».

Повесть была напечатана в 1854 году в «Современнике», когда в русском обществе, взбудораженном Крымской войной, поднималась новая волна возмущения против крепостничества, позорившего и ослаблявшего Россию. Это понимали и реакционные деятели. Высокопоставленный чиновник Родзянко докладывал правительству: текст № 2 прилагается
Эти строки сегодня кажутся таким прямым призывом к восстанию, что становится непонятно, как их пропустила цензура («Современник» 1861 год  первый  номер). Но мысль героя в данном случае может быть истолкована по-разному: читатель должен сам выносить и выстрадать вместе с автором мысль о необходимости борьбы.
Вопрос о роли нравственных идеалов в освободительном движении имеет ключевой характер в изучении связей русской литературы и русской революции. Он неизбежно встает и в произведениях «Хамелеон», «Ванька Жуков», «Смерть чиновника». Все это - истинные произведения искусства, поэтому они способны пробуждать и развивать в человеке лучшие его свойства.
Домашнее задание.
Подготовить доклады по творчеству следующих авторов:
Тарас Шевченко, Акакий Церетели, Коста Хетагуров.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.