Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение    

    План-конспект урока 

    Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение

    

    План. Конспект. Тема. Предложение, прямой и обратный  порядок слов, интонация, логическое ударение.  Таблицы, примеры, задания, тест, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*) Урок обновлен до 2-х часового

    1. Опрос. Слайд 1-3.  (время 0:03)
    Опрос по домашнему заданию: предложения и их характеристика.

    2. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 4-10. (время 0:11)
    А. Роль существительных в предложении.
    Б. Значение порядка слов.

    3. Слово учителя. Слайд 11-14. (время 0:08)
    А. Обозначение темы урока учащимися.
    Б. Значение интонации в предложении на примере: я тебя люблю.
    В. Зависимость акцентирования слов от порядка их в предложении на том же примере.

    4. Запись опорного конспекта. Слайд 15-21. (время 0:21)
    А. Составление таблицы «Прямой и обратный порядок слов»
    Б. Составление таблицы «Расположение членов предложения в предложении».
    В. Синтаксическая и стилистическая и функции порядка слов в предложении.

    5. Закрепление. Слайд 22-24. (время 0:15)
    А. Зависимость смысла от логического ударения на примере предложения: Сегодня только Олег выполнил задание
    Б. Синтаксический разбор предложения.

    6. Работа с учебником. Слайд 25. (время 0:08)

    7. Закрепление материала. Слайд 26-33. (время 0:08)
    А. Задание классу на разбор предложений с акцентированным вниманием на место действия.
    Б. Задание классу на разбор предложений с интонационным ударением.
    В. Задание на исправление речевых ошибок в предложениях.

    8. Самостоятельная работа. Слайд 34. (время 0:08)
    Выполнение индивидуальных заданий, выданных на листах

    9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 35-40. (время 0:05)

    10. Домашнее задание. Слайд 41. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)


Андрей Болконский часто ездил поглядеть тот дуб, на который он был похож как две капли воды.

Из школьных сочинений






Статистика посещений
   Сегодня 109  Сейчас 18







Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 16.
К уроку
презентация
проверочная работа (2 варианта)
ответы к проверочной работе
приложение к домашнему заданию

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.
II. Оборудование урока. Тест «порядок слов», презентация «прямой, обратный порядок»
Проверка домашнего задания.
В. Оба главных члена обязательны в предложении? Нет.
В. По второстепенным членам какими могут быть предложения? Нераспространённые и распространённые.
В. А по главным членам? Односоставные и двусоставные.
В. Могут ли предложения двусоставные быть нераспространенными, а односоставные – распространенными? Да.
Слово учителя с элементами беседы.
Мы вспомнили кое-что о  характеристике предложений, теперь разберем, как меняется его значение.
Рассмотрим предложения: Тополь перерос дуб и Дуб перерос тополь.
Запишем и выделим подлежащее в следующих предложениях:
В соревнованиях участвовало тридцать человек. В соревнованиях участвовало человек тридцать.
В. Чувствуете разницу?
Слово учителя
Порядок слов в нашем

языке  свободный.
Я тебя люблю.
Теперь выделим интонационно каждое  слово.
Почувствовали, как меняется оттенок признания? Наш язык душевный. Вкладывая душу в слово, мы не только усиливаем или ослабляем его значение, но, бывает, меняем и смысл предложения.
I love you.
Изменив порядок слов love I you, мы превратим предложение в вопросительное. Такого же эффекта в русском языке  можно достигнуть простой вопросительной интонацией: Я тебя люблю? Интонацией в это простое предложение можно внести так же иронию, сарказм, насмешку…
Кто скажет, что наш язык не душевный?
Запись опорного конспекта.
Общепринятый порядок слов: подлежащее – сказуемое; обстоятельство и определение – определяемое слово; определяемое слово – дополнение: Трава зеленела лазурным покрывалом на необъятной степи.        
Расположение слов с нарушением обычного порядка: сказуемое – подлежащее, определяемое слово – определение и обстоятельство,  дополнение – определяемое слово.
Характерен в художественной

литературе: Белеет парус одинокий.
Рассмотрим следующие предложения: В ущелье горный ручеек журчит.
Грамматическая основа ручеек журчит: подлежащее – сказуемое.
Горный ручеек –  согласование – зависимое слово перед определяемым.
В ущелье журчит – управление – зависимое слово перед определяемым.
Журчит ручеек горный – художественный стиль.
Горный ручеек журчит – разговорный стиль.
Порядок слов помогает различить члены предложения:
Ручей горный – двусоставное.
Горный ручей – односоставное.
В. С какой целью изменен порядок слов?
Пласт лежалого снега сошел с гор. — С гор сошел пласт лежалого снега. Они гуляли по парку берегом речки. — Берегом речки они гуляли по парку. Семья ужинали на веранде. — На веранде семья ужинала.
Домашнее задание.
Выучить теоретический материал.


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.