Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Предложение, прямой и обратный  порядок слов, интонация, логическое ударение.  Таблицы, примеры, задания, тест, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*) Урок обновлен до 2-х часового

    1. Опрос. Слайд 1-3.  (время 0:03)
    Опрос по домашнему заданию: предложения и их характеристика.

    2. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 4-10. (время 0:11)
    А. Роль существительных в предложении.
    Б. Значение порядка слов.

    3. Слово учителя. Слайд 11-14. (время 0:08)
    А. Обозначение темы урока учащимися.
    Б. Значение интонации в предложении на примере: я тебя люблю.
    В. Зависимость акцентирования слов от порядка их в предложении на том же примере.

    4. Запись опорного конспекта. Слайд 15-21. (время 0:21)
    А. Составление таблицы «Прямой и обратный порядок слов»
    Б. Составление таблицы «Расположение членов предложения в предложении».
    В. Синтаксическая и стилистическая и функции порядка слов в предложении.

    5. Закрепление. Слайд 22-24. (время 0:15)
    А. Зависимость смысла от логического ударения на примере предложения: Сегодня только Олег выполнил задание
    Б. Синтаксический разбор предложения.

    6. Работа с учебником. Слайд 25. (время 0:08)

    7. Закрепление материала. Слайд 26-33. (время 0:08)
    А. Задание классу на разбор предложений с акцентированным вниманием на место действия.
    Б. Задание классу на разбор предложений с интонационным ударением.
    В. Задание на исправление речевых ошибок в предложениях.

    8. Самостоятельная работа. Слайд 34. (время 0:08)
    Выполнение индивидуальных заданий, выданных на листах

    9. Подведение итогов урока. Рефлексия. Слайд 35-40. (время 0:05)

    10. Домашнее задание. Слайд 41. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


На полу лежал и еле дышал труп, рядом сидела жена трупа, а брат трупа лежал в другой комнате без сознания.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 35  Сейчас 5







Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 16.
К уроку
презентация
проверочная работа (2 варианта)
ответы к проверочной работе
приложение к домашнему заданию


cмотреть видеоурок
Презентация к уроку "Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.
II. Оборудование урока. Тест «порядок слов», презентация «прямой, обратный порядок»
Проверка домашнего задания.
В. Оба главных члена обязательны в предложении? Нет.
В. По второстепенным членам какими могут быть предложения? Нераспространённые и распространённые.
В. А по главным членам? Односоставные и двусоставные.
В. Могут ли предложения двусоставные быть нераспространенными, а односоставные – распространенными? Да.
Слово учителя с элементами беседы.
Мы вспомнили кое-что о  характеристике предложений, теперь разберем, как меняется его значение.
Рассмотрим предложения: Тополь перерос дуб и Дуб перерос тополь.
Запишем и выделим подлежащее в следующих предложениях:
В соревнованиях участвовало тридцать человек. В соревнованиях участвовало человек тридцать.
В. Чувствуете разницу?
Слово учителя
Порядок слов в нашем

языке  свободный.
Я тебя люблю.
Теперь выделим интонационно каждое  слово.
Почувствовали, как меняется оттенок признания? Наш язык душевный. Вкладывая душу в слово, мы не только усиливаем или ослабляем его значение, но, бывает, меняем и смысл предложения.
I love you.
Изменив порядок слов love I you, мы превратим предложение в вопросительное. Такого же эффекта в русском языке  можно достигнуть простой вопросительной интонацией: Я тебя люблю? Интонацией в это простое предложение можно внести так же иронию, сарказм, насмешку…
Кто скажет, что наш язык не душевный?
Запись опорного конспекта.
Общепринятый порядок слов: подлежащее – сказуемое; обстоятельство и определение – определяемое слово; определяемое слово – дополнение: Трава зеленела лазурным покрывалом на необъятной степи.        
Расположение слов с нарушением обычного порядка: сказуемое – подлежащее, определяемое слово – определение и обстоятельство,  дополнение – определяемое слово.
Характерен в художественной

литературе: Белеет парус одинокий.
Рассмотрим следующие предложения: В ущелье горный ручеек журчит.
Грамматическая основа ручеек журчит: подлежащее – сказуемое.
Горный ручеек –  согласование – зависимое слово перед определяемым.
В ущелье журчит – управление – зависимое слово перед определяемым.
Журчит ручеек горный – художественный стиль.
Горный ручеек журчит – разговорный стиль.
Порядок слов помогает различить члены предложения:
Ручей горный – двусоставное.
Горный ручей – односоставное.
В. С какой целью изменен порядок слов?
Пласт лежалого снега сошел с гор. — С гор сошел пласт лежалого снега. Они гуляли по парку берегом речки. — Берегом речки они гуляли по парку. Семья ужинали на веранде. — На веранде семья ужинала.
Домашнее задание.
Выучить теоретический материал.

Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): Зинаида
Дата: 2020-09-20

Очень интересно!

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.