Обособленные дополнения    

    План-конспект урока 

    Обособленные дополнения

    

    План. Конспект. Тема. Дополнение. Обособленное дополнение. Обособление дополнений. Синтаксические синонимы. Примеры, задания, правило пунктуации, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Пунктуационная разминка. Слайд 2,3. (время 0:02)
    Задание классу: объяснить расстановку знаков препинания. Пример предложения:
    Они вышли на болотистую местность, поросшую камышом и кое-где залитую водой.

    2. Беседа. Слайд 4. (время 0:02)
    Вопросы к классу: что такое обособление и какие члены предложения обособляются.

    3. Анализ предложений с элементами беседы. Слайд 5-12. (время 0:09)
    А. Задание на нахождение  в предложениях дополнений и определение частей речи, которыми они выражены. Пример предложений:
    Художник смыл краску с рук и, вытирая их фартуком, зашел в дом.
    Б. Вопросы к классу: что обозначает дополнение, вопросы, на которые отвечает, к чему относится, какими частями речи выражается.
    Г. Анализ предложений, вопросы к классу по предлогам, которые употребляются с дополнениями, случаям обособления дополнений.

    4. Слово учителя. Слайд 13-16. (время 0:07)
    А. Случаи, когда конструкции не обособляются.
    Б. Оборот с кроме: обособление и необособление.

    5. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 17-19. (время 0:06)
    А. Вопросы к классу по синтаксическим конструкциям, которыми заменяются обособленные определения и обособленные обстоятельства.
    Б. Понятие о синтаксической синонимие.
    В. Придаточное дополнительное или изъяснительное придаточное.

    6. Упражнение на закрепление. Слайд 20. (время 0:06)
    А. Упражнение на составление предложений с обособленными дополнениями.
    Б. Задание к классу на постановку в предложениях знаков препинания. Пример предложения:
    Во охоты охоте он обходился корочкой хлеба и мог ничего не пить, кроме родниковой водички.

    7. Пунктуационный тренажёр. (время 0:11)
    8. Домашнее задание. (время 0:02)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)Урок русского языка в 8 классе. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате


Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 21  Сейчас 1







Обособленные дополнения

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 77.
К уроку
презентация
пунктуационный тренажер (doc)

Обособленные дополнения
Картинка урока
Обособленные дополнения
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Обособленные дополнения.
II. Оборудование и приложения. Презентация к уроку.

Пунктуационная разминка.
Задание. Объясните расстановку знаков препинания
1. Испуганный, он  чуть было не завопил.
Обособленное определение. Относится к личному местоимению.
2. Они вышли на болотистую местность, поросшую камышом и кое-где залитую водой.
Два однородных определения, выражены причастным оборотом, между собой связаны союзом и, запятая между ними не нужна.

Беседа.
В. Давайте вспомним, могут обособляются какие члены предложения?
Все.
В. Что такое обособление?
Обособление есть выделение смысловое или интонационное второстепенных членов для  придания им синтаксической самостоятельности. Обособленные члены конкретизируют, уточняют высказываемую мысль или описание действия, углубляя характеристику и экспрессивную окраску предмета или лица.

Анализ предложений

с элементами беседы.
Задание. Подчеркните в предложении все дополнения и назовите части речи, которыми они выражены.
Повар стряхнул пену с рук и, вытирая их о фартук, вышел во двор.
Задание. Прочитайте  предложения и ответьте на вопросы.
Кроме груш  Марина любила ещё и абрикосы.
Вместо куртки он надел плащ.
Весь коллектив детского дома, включая поваров, насчитывал около пятидесяти человек.
Помимо этого интересного упражнения, решите и тест, данный в учебнике.

Слово учителя.
Бывают случаи, когда такие конструкции не обособляются:
1. Предлог  вместо = взамен, за. Вместо песенки про Снегурочку он спел другую песню.
2. Как правило не обособляются незначительные обороты, находящиеся в начале предложения. Кроме утра я люблю ещё и вечер.
Оборот с кроме чаще всего обособляется в случае значения исключения:
В  наших местах нет особенных богатств и красот, кроме лугов, лесов, и родниковых вод. 
Ничего не было слышно,

кроме пиликания сверчков и дыхания ветра в кронах деревьев. 
Ничего не было слышно, кроме пиликания сверчков и дыхания ветра в кронах деревьев. 

Слово учителя с элементами беседы.
Синтаксическая синонимия.
В. Какой синтаксической конструкцией можно заменить обособленные обстоятельства?
Придаточным обстоятельственным.
В. Как называется такая замена?
Синтаксическая синонимия.
В. Как вы думаете, возможна ли такая замена для  дополнений?
Возможна.
В. Чем можно заменить обособленное дополнение?
Придаточным дополнительным.
Это  придаточное называется так по аналогии с предыдущими. Более частотным является название  изъяснительное придаточное.

Пунктуационный тренажёр /прилагается/.

Домашнее задание.
Упр.  350, 353.


Комментарии к этому уроку:

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.