Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них    

    План-конспект урока 

    Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них

    

    План. Конспект. Тема. Обособленные уточняющие члены предложения. Обособление уточняющих членов предложения. Правило постановки знаков препинания, задания, примеры, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Слуховой диктант. Слайд 1-4. (время 0:08)
    Задание ученикам: необходимо записать по диктовку, найти обособленное  определение, обстоятельство или приложение; определить, к чему оно относится; самостоятельно сформулировать правило для обособлений подобного типа. Пример предложения:
    Автомобиль, покачиваясь и поскрипывая, проехал  мимо нас и уткнулся  в  трухлявый  пень.

    2. Фронтальный опрос. Слайд 5. (время 0:02)
    Вопросы к ученикам по теме «обособление».

    3. Слово учителя. Слайд 6. (время 0:02)
    Вступление учителя по теме урока: обособление уточняющих членов предложения.

    4. Анализ предложений. Слайд 7-10. (время 0:07)
    А. Задание ученикам: разбор предложений по членам.
    Б. Наличие в предложении необособляемых обстоятельств разных значений: времени, места и меры и степени

    5. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 11-20. (время 0:12)
    А. Сужение или расширение объёма понятия при уточнении.
    В. Беседа с учениками по уточняющим членам предложения, к чему относятся, на какие вопросы отвечают на примерах предложений. Пример предложения: Подруги встретили её тепло, по-приятельски,

    6. Закрепление. Слайд 21-24. (время 0:03)
    Задание ученикам на нахождение уточняющих членов предложения, их обособлении. Пример предложения:
    Внизу, под опавшими листьями, копошились жучки.

    7. Слово учителя с элементами беседы.  Слайд 25-29. (время 0:09)
    А. Уточняющие и уточняемые члены предложения.
    Б. Союзы и слова, присоединяющие уточняющие члены к уточняемым на примерах предложений:
    Я люблю произведения советских сказочников, особенно «Старика Хоттабыча».
    В. Работа с учебником.

    8. Домашнее задание. (время 0:02)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)Урок русского языка в 8 классе. Цитата как способ передачи чужой речи. Знаки препинания при цитате


- Наш народ будет жить плохо, но недолго.

А.Лукашенко,
президент Белоруссии






Статистика посещений
   Сегодня 21  Сейчас 1







Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 78.
К уроку
презентация

Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
Картинка урока
Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.
II. Оборудование и приложения. Презентация к уроку.

Слуховой диктант.
Задание 1. Назовите обособленное  определение. Сформулируйте правило пунктуации.
Матрена, несчастная, ждала его всю жизнь.
Задание 2. Назовите обособленное обстоятельство.
Автомобиль, покачиваясь и поскрипывая, проехал мимо нас и уткнулся  в  трухлявый  пень.
Задание 3. Назовите обособленное  обстоятельство. Сформулируйте правило пунктуации.
Ветер дул все воскресенье, не прерываясь.
Задание 4. Назовите обособленное  приложение. Михаил Иванович, мастер-наладчик конвейера, проработал на заводе полвека.

Анализ предложений.
Задание. Разберите предложения.
1. Осенью на море особенно хорошо.
2. Осенью, в начале сентября,  на море особенно хорошо.
В. Почему в первом предложении нет обособлений при наличии трёх

обстоятельств?
Они разных значений: времени, места и меры и степени.
В. А почему во втором предложении есть обособление?
В. Можно ли назвать  словосочетание в начале сентября уточнением для  слова осенью.
В. Объём понятия осень расширился или сузился?

Слово учителя с элементами беседы.
Уточнением считается суживание рамок понятия, т.е. переход от широкого понятия к узкому. Иногда объём понятия может и расшириться.
1. Обстоятельства: Сегодня, во вторник, будет проходить родительское собрание 8 класса.
2. Определения: Всю третью, сложную, четверть  Алина  училась без троек.
3. Дополнения: Неожиданно для всех ребенок привязался к соседям, даже к старику.
В. Что означает слово уточняющие, каково его смысловое значение?
В различных словарях слово уточнить имеет следующие значения:
Уточнить – конкретизировать,  сделать точнее,  детализировать,
Уточнение – сужение, ограничение объема понятия.
Давайте сравним,  обособление с уточнением.
Обособленные члены  –

значит  выделенные интонационно и пунктуационно.
Уточняющие члены – это конкретизирующие члены предложения, делают объект уточнения понятнее, точнее, подробнее. 
Чтобы проверить себя, правильно ли вы хотите обособить уточняющий член, нужно найти в предложении  объект уточнения, который называется   уточняемым.

Закрепление.
Внизу, под опавшими листьями, копошились жучки.
Утром, до ухода на работу, мама успевала сварить кашу и наготовить бутербродов на всех.
Соревнования  закончились  через три  часа  после  уроков,  то есть ближе к вечеру.
Задание. Проанализируйте предложение и выскажите свою точку зрения: при помощи чего присоединилось уточняющее слово к уточняемому:
Спруты, или осьминоги – это моллюски. /с помошью союза или/.

Домашнее задание.
Упр. 345.


Комментарии к этому уроку:

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.