СПП с придаточными определительными    

    План-конспект урока 
    

    Придаточное определительное.

    Открытый урок.

    План. Конспект. Тема. Придаточные определительные предложения. Практикум. Примеры, задания, проверочная работа, презентация «придаточное определительное в сложноподчиненном предложении».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2.    (время 0:05)
    Опрос класса по пройденной теме «придаточные определительные»: что это такое? как их определить и их отличительные признаки? вопросы к ним? отношение к главному,  положение в СПП; какие средства связи применяются? возможна ли смена места  по отношению к главному? какой синтаксической единицей заменяется?

    2. Местоименно-определительные предложения. Слайд 3-4. (время 0:02)
    Особая группа придаточных определительных – местоименно-определительные. Пример:
    Правду говорит тот, кто скажет единожды; лукавит тот, кто повторяет правду; лживы речи того, кто настаивает на правде.

    3. Определительные придаточные. Подготовка к ЕГЭ. Слайд 5-35. (время 0:20)
    А. Задание  учащимся на замену в СПП придаточного предложения обособленным определением. Пример предложения: 
    Вид, который открывается (открывающийся) с вершины этой горы, неповторим в своей красоте.
    Б. Вывод, сделанный учащимися после выполнения задания: перечисление случаев, когда подобная замена невозможна .
    В. Задание учащимся на замену причастного оборота придаточным определительным. Пример предложения:
    Утренний воздух был наполнен острой прохладой, бывающей обычно после грозы. (которая бывает)
    Г. Задание классу на нахождение ошибок  в строении СПП. Пример предложения:
    Во дворе старинного особняка, которого находится заброшенный фонтан, собрались жильцы соседнего дома.

    4. Проверочная работа. Слайд 36.  (время 0:15)
    Выполнение классом проверочной работы по теме урока.

    5. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 37. (время 0:03)
    Запись домашнего задания.

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Он увидел следы копыт и навоз. Это значит, что здесь прошли красные.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 39  Сейчас 2







СПП с придаточными определительными

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 33.
К уроку
презентация
проверочная работа

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "СПП с придаточными определительными"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-05-27

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "СПП с придаточными определительными"



Класс     Фамилия 
Вариант 0

Проверочная работа.

Задание 1.  Исправьте ошибки в употреблении придаточных определительных.
Довожу до вашего сведения, что в коммунальной квартире №17, в которой находится кухня, которая является территорией общего пользования жильцов, которые написали групповую жалобу на гр. Иванова, который самовольно затеял перестановку мебели вышеупомянутой территории общего пользования, произошел конфликт между жильцами, который был пресечен нарядом милиции 5 отд.

Задание 2. Вставьте, где надо, пропущенные буквы и знаки препинания. Поясните роль средств связи в придаточных определительных.
а. Кто не б...рет на себя ответстве…ность за свои деяния тот не вправе судить поступки других.
б. У каждого человека его внутре…ний мир – вселе…ная где он творец и Бог ее от р…ждения своего до смерти своей.
в. Жизнь человека – полет метеорита, что оставляет яркий свет в ночи или сгорает без следа. 

Задание 3. Выделите грамматические основы в придаточных определительных.
а. Наталья Ивановна оказалась обаятельной женщиной лет сорока, которая с непринужденностью поддерживала разговор, казалось, на любую тему.
б. Лошадь оказалась с норовом: она закусывала удила, пританцовывала вбок и косила черным глазом, в котором искрились дьявольские огоньки упрямства и непокорности.
в. Андрей Петрович разом лишился преференций аристократа, которые сопутствовали ему всю жизнь.

Задание 4. Замените определение придаточным определительным.  Проследите за изменением смысла предложения.
а. Автор рассказывал о неисследованных землях.
б. Отремонтированное здание было сдано в эксплуатацию.

Задание 5. Составьте схемы предложений.
а. В шахтерской вагонетке мы доехали до места, где штольня раздваивалась на «Приму» и «Приму-бис».
б. Воздух наполнился сыростью болот, которые скрывала зеленая марь.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Открытый урок. СПП с придаточными определительными (практикум).
Содержание открытого урока. Придаточные определительные предложения.  Задания, примеры, проверочная работа, презентация «придаточное определительное».
1. Опрос.
Придаточные определительные:
отвечают на вопросы…; располагаются в СПП…; имеют следующие средства связи…; относятся к…; нельзя (можно) поменять местами с главным; имеют следующие отличительные признаки…; заменяются синонимичной синтаксической единицей…;
2. Местоименно-определительные предложения.
Обратите внимание, что  существует группа СПП с придаточным определительным с местоимением в главной части, от которого задается вопрос что или кто именно? что именно? Подобные предложения называют местоименно-определительными. Например:
Удача не даётся тому, кто ставит перед собой цель и желает достичь её без особых усилий.
Искусен тот, в ком знания и труд дружны с опытом.
3. Придаточные определительные. Готовимся к ЕГЭ.
Задание.  Придаточные предложения, где это возможно, устно

замените обособленным определением.
1. Человек разумный благодарен природе за ту  красоту, которую она ему дарит.
2. Но ведь есть во Вселенной  загадочные миры, к которым так стремятся наши мысли.
3. Стяги, которые развевались (развевающиеся) над колонной демонстрантов, придавали городу праздничный вид.
4. Шквал ветра, который налетел (налетевший) внезапно, закружился в вихревом потоке.
5. Я до сих пор помню волшебные сказки Пушкина, из которых я с восторгом узнавал о добре и справедливости и их торжестве над злом.
Вывод. Замена синонимическим причастным оборотом определительных придаточных невозможна, если:
- союзное слово не в именительном падеже;
- имеется указательное местоимение;
- глагол стоит в будущем времени, т. к. причастий будущего времени не существует;
- глагол стоит в сослагательном наклонении.
Задание. Замените устно причастный оборот придаточным определительным:
1. Горьковатый запах полыни, смешавшийся с ароматом полевых цветов, был принесен утренним дуновением ветра с прибрежных полей. (что смешался)
3. Солнце осветило вершины тропических деревьев,

потяжелевших от обилия созревших плодов. (какие потяжелели)
5. Показавшийся на горизонте неизвестной корабль довольно споро приближался к берегу.
Задание. Поработайте талантливым корректором. Исправьте ошибки.
1. Воды декоративного водопада, которые падали (падающие) на камни  с разных высот, и разлетавшиеся во все стороны капельками радужных брызг, освежали воздух и поднимали настроение.
2. Темная грозовая туча, которая медленно перемещалась  (перемещающаяся) в нашу сторону и покрывающая небо, заставила меня отказаться от поездки на пляж.
3. Страна, из которой (откуда) приехали абитуриенты, остро нуждается в преподавателях естественных наук, которых готовит наш институт.
4. Проверочная работа.
Выполните задания, выданные вам на листах
5. Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнение 102 и подготовиться писать под диктовку упр.106.
Подготовиться к словарному диктанту №5.

Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): Аня
Дата: 2021-11-12

Учительница

Комментарий добавил(а): Айжанар
Дата: 2023-03-29

Айжанар

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.