Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.    

    План-конспект урока 

    Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.

    

    План. Конспект. Тема. СПП с несколькими придаточными. Виды подчинения придаточных. Стык союзов. Примеры, задания, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж рабочего времени)*

    1. Слово учителя. Слайд 1-8. (время 0:05)
    А. Совместная с классом формулировка темы и задач урока путем решения проблемного задания. Примеры для решения проблемного задания:
    [Всем хотелось смотреть], (как она поёт), (как качается в соломенном  кресле), (как весело разговаривает с детьми).
    (Когда мы покинули станцию), [перестал, наконец, идти  дождь],   (который моросил, не прекращаясь, с утра). 
    Б. Однородное, последовательное, параллельное или неоднородное подчинение в СПП с несколькими придаточными. Методы их различения.

    2. Запись опорного конспекта.  Слайд 9-17.  (время 0:16)
    А. Подчинительная связь, определение  последовательной связи и соподчинения на примерах.
    Б. Стык союзов, пунктуация при стыке союзов, примеры пунктуации на стыке союзов:
    Я сказала ребятам, что, если погода будет хорошей, поход состоится.
    Я сказала ребятам, что если погода будет хорошей, то поход
    В. Неоднородное (параллельное) и однородное соподчинение. Разбор СПП с однородным и параллельным соподчинением на примерах. 
    Г. Комбинирование последовательного подчинения и соподчинения.

    3. Работа с учебником. Слайд 18.  (время 0:03)

    4. Закрепление. Слайд 19-27. (время 0:06)
    А. Разбор сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными:
    Когда мне грустно, когда мне скучно, иду я к бабушке на блины
    Когда он выступал в последний раз, его так долго не отпускали со сцены, что пришлось вмешаться ведущему концерта.
    Б. Разбор предложений, схемы СПП. Ориентировочная схема и предложение:
    [       ], (с. __       ), (с.        __).
    Было прекрасно, что они нравились друг другу, что вокруг них кипела интересная жизнь.

    5. Самостоятельная работа. Слайд 28. (время 0:07)

    6. Подведение итогов урока.  Слайд 29-32. (время 0:04)
    Вопросы к классу по основным видам СПП с несколькими придаточными, типам подчинений.

    7. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 33.  (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии проведения уроков с применением презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 8 классе. Назывные предложенияУрок русского языка в 10 классе. Функциональные стили речи. Нормы языкаУрок русского языка в 8 классе. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетанийУрок русского языка в 8 классе. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при нихУрок русского языка в 8 классе. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Словарный диктант №14Урок русского языка в 8 классе. Цитаты и знаки препинания при них (продолжение темы)


Младшая сестра носила на голове платок, старшая - ботинки.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 107  Сейчас 17







Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения.

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 57.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Виды подчинения."
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-03-03

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями. Виды подчинения.
II. Оборудование и приложения. Презентация к уроку.
1. Слово учителя. На предыдущем уроке мы закрепили, обобщили «СПП», но говорили лишь о предложениях, имеющих одну придаточную и одну главную часть. Это самая распространенная форма  речи. Но встречаются предложения с несколькими придаточными. Это, разумеется, более сложные предложения по своей структуре, чем те, что мы изучали. 
Предисловие к сегодняшнему уроку мною озвучено. Теперь сообща попытаемся сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока.
Задание проблемное.  Найдите различия в подчинении.
А) [Всем хотелось смотреть], (как она поёт), (как качается в соломенном  кресле), (как весело разговаривает с детьми).
Б) [Наступила такая тихая ночь], (что слышно), ( как в спальном районе пиликает на скрипке неизвестный музыкант).
В) (Когда мы покинули станцию ), [перестал, наконец, идти  дождь],   (который моросил, не прекращаясь, с утра). 
2. Запись опорного конспекта.
Стык союзов. Пунктуация.
Запятые ставятся всегда, кроме случаев, когда у второго союза имеется продолжение  так, то, тем, но.  Например:  Я сказала ребятам, что, если погода будет хорошей, поход состоится.
Сравните: Я сказала ребятам, что если погода будет хорошей, то поход состоится.
Соподчинение бывает  неоднородным

(параллельным) и однородным. При однородном придаточные должны быть одного вида, например, определительные:  Когда солнышко еще не осветило верхушки сосен, когда ещё вовсю кукарекали в деревне  петухи, пионеры дежурного отряда были уже готовы играть зорю.
(когда), (когда),  [    ].
При  однородном соподчинении  придаточные могут содержать при себе сочинительные союзы, запятые при этом расставляются так же, как ставятся и при однородных: Было слышно, как играло вдали пианино и пел какую-то незамысловатую песню высокий детский  голос.
Будьте внимательны! При таком подчинении союз может и опускаться:
Если придаточные однородные распространены, т.е.  уже в них есть за-пятые, выделяющие причастный, деепричастный обороты и т.д.,  они могут отделяться точкой с запятой:
Было раннее утро, когда  расцвели на лугах белые ромашки,  алые маки, душистый клевер и пушистая кашка; когда запели, заголосили первые певчие птицы, когда ничто не предвещало  никакой беды.
Неоднородное соподчинение придаточных  –  такое соподчинение, при котором придаточные являются различными по значению, например, времени и места: Когда мы посетили ледовый дворец, Иван Петрович сказал, что в хоккей играют настоящие мужчины.
Задание. Зная значение слова комбинировать, предположите, каким может быть подчинение?
СПП могут иметь более сложную структуру.
3. Работа с учебником.
Задание. Сравните  материал учебника с конспектом,

записанным на уроке. Получили ли какую-нибудь новую информацию из прочитанного?
4. Закрепление. 
Задание.  Определите подчинение.
1. Была минута, когда он так громко закричал, что прибежал врач из соседней палаты  /последовательное/.
2. Когда мне грустно, когда мне скучно, иду я к бабушке на блины /однородное/.
3. Когда поезд  тронулся, она, выглянув из окна, увидела, что он бежит за вагоном, смешно подпрыгивая и размахивая руками  /параллельное/.
Задание. Запишите предложения, расставьте запятые, найдите грамматическую основу в предложениях, соотнесите с соответствующей  схемой.
1. [ __        , (с.       ), (с.с.      ), и      ].
2. [ __         ], (с.с.      __ ) и (с.с.       __).
3. [ __       ], (с.        __ и        __).
4. [       ], (с. __       ), (с.        __).
1. Было прекрасно, что они нравились друг другу, что вокруг них кипела интересная жизнь. /4/
2. Я переживал, что напрасно сорвал  цветок, который хорошо смотрелся на своём месте, и бросил его. /1/
3. Товарищи сопроводили его до лагеря, где находился штаб игры «Зарница»  и где была санчасть. /2/
5. Самостоятельная работа. Выполнение упр.  № 200.
6. Подведение итогов урока. 


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.