Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы.    

    План-конспект урока 

    Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы.

    

    План. Конспект. Тема. Средства художественной выразительности. Тропы: сравнение, эпитет, метонимия, метафора, гипербола, олицетворение, перифраза, аллегория, литота, синекдоха, ирония. 
    Примеры, задания, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:05)

    2. Разминка. Слайд 3-8. (время 0:04)
    А. Задание на построение сложных числительных и прилагательных.
    Б. Задание на расставку ударений в словах. Пример: 
    БалОванный, баловАть.
    Г. Задание на употребление существительных в правильной форме.

    3. Слово учителя. Слайд 8. (время 0:03)
    Слово учителя о заданиях, встречающихся на ЕГЭ.

    4. Запись опорного конспекта с элементами беседы. Слайд 10-36. (время 0:30)
    А. Слово об изобразительно-выразительных средствах русского языка.
    Б. Вводное слово о тропах как особой синтаксической конструкции, наделяющей речь выразительностью
    В. Беседа о тропах на примерах
    метафоры:
    спит луна на покрывале
    облаков и туч в ночи.
    засыпает лес устало      
    и старуха на печи.
    эпитета: красная девица.
    метонимии: лес поёт.
    перифразы: Петербург –  Петра творенье.
    гиперболы: тысячу лет вас не видел.
    литоты: вы, сударь, мельче букашки…
    синекдохи: чтоб ты всегда светило, светило!
    олицетворения: что-то шепчет ветер нам.
    аллегории: самоотверженный заяц.
    иронии: помилуйте, королева, разве я позволил бы себе налить даме водки? это чистый спирт!

    5. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 37. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 10 классе. Правописание глаголовУрок русского языка в 10 классе. Отрицательные и неопределенные местоименияУрок русского языка в 10 классе. Частица как часть речи.Урок русского языка в 10 классе. Глагол как часть речи.Урок русского языка в 10 классе. Употребление и правописание местоимений.Урок русского языка в 10 классе. Контрольная работа "имя числительное"Урок русского языка в 10 классе. Проверочная работа "Предлог, союз"


Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 378  Сейчас 7







Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 5.
К уроку
презентация

Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы.
Презентация
Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы.
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-08-21

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


Фрагменты урока 

I. Тема урока. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Тропы.
II. Оборудование и приложения. Презентация.

Проверка домашнего задания.
Разминка.
Задание 1. Составьте сложные числительные или прилагательные, определите часть речи.
75 (лет, юбилей), 80 (метров, дистанция), с 585 (рублей), с (оба, обе стороны).
Задание 2. Расставьте ударения. 
БалОванный, баловАть, бАловень, баловАться, балУясь.
Задание 3. Употребите в правильной форме.
10 (помидоры, баклажаны, томаты) помидоров, баклажан, томатов.
Запись опорного конспекта с элементами беседы.
Чтобы создавать образы, описывать мысли героев, их поступки, авторам часто приходится использовать средства художественной выразительности. Талант художника слова – найти нужные слова, необходимые синтаксические конструкции так, чтобы читатель мог наглядно представить персонажей, их переживания, думы, чаяния, оценить чувства самого автора.
Для усиления этих чувств мастера слова широко используют изобразительно-выразительные  средства. К таковым относятся  диалектизмы и фразеологизмы, а также  синонимы, антонимы.
Но наиболее распространенными являются  тропы.

Запомните! Тропы (поворот, перенос) – это фигуры речи, наделяющие ее выразительностью и звукописью, употребляются в переносном смысле.
Сравнение, эпитет, метонимия, метафора, гипербола, олицетворение, перифраза, аллегория, литота, синекдоха, ирония – это все тропы. 
В смысловом отношении троп сопоставляет разные понятия, представляя их нашему сознанию идентичными с какой-либо стороны. Например: Ель лапами мохнатыми путь к милой мне завесила.
Метафора (греч. перенос) – прием использования слов в переносном значении с основой на сходстве признаков: Плывет задумчиво луна.
Эпитет (греч. – приложенное) – это определение в переносном смысле, влияющее на красоту и выразительность слова: быстроногий (какой?) конь
Метонимия (греч. переименование) – это словосочетание или слово, употребленное в переносном смысле. Основой переносного значения служит смежность, близость явлений: Лес поёт – в значении поют в лесу птицы.
Сравнение – это аналоговое сопоставление разных явлений с целью описания, пояснения одного с помощью другого.
Перифраза (греч. иносказание) – это непрямое обозначение объекта, осуществленное заменой слов или слова описанием отличительного признака предмета

или его характерных черт:  Петербург –  Петра творенье.
Гипербола (греч. чрезмерность) – образное выражение или слово, содержащее непомерное преувеличение: Тысячу лет вас не видел.
Литота (греч. простота, малость) –  выражение или слово, содержащее непомерное преуменьшение: Мальчик с ноготок.
Синекдоха – перенос частного на общее или общего на частное, манипулирования количественных отношений, родовых и видовых понятий.
Олицетворение – образный перенос свойств одушевленного существа на предметы: Чайник сердится, пыхтит, сопит.
Аллегория (греч. иносказание) выражение в конкретном образе чего-либо абстрактного, отвлечённого: самоотверженный заяц.
Ирония (греч. притворство) – негативная оценка чего-либо через  скрытую насмешку: Ты всё пела? Это — дело.
Закрепление (по времени).
Упражнения № 7.
Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнение № 8, 9, упражнение 11 (письмо по памяти).
Подготовиться к словарному диктанту №1.


Комментарии к этому уроку:

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:

    Русский язык и литература для учителей и учеников. Copyright © 2013.