Придаточные предложения места и времени    

    План-конспект урока 
    

    СПП с придаточными места и времени.

    Открытый урок.

    План. Конспект. Тема. Обстоятельственные придаточные места и времени. Словарный диктант, примеры, задания, схемы, презентация «придаточные места и времени»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Словарный диктант. Слайд 2. (время 0:04)
    Выполнение учащимися словарного диктанта №7.

    2. Оформление цели урока. Слайд 3. (время 0:02)
    Формирование у учащихся умений распознавания придаточных места и времени.

    3.СПП места и времени. Слайд 4. (время 0:06)
    По образцу предложения, заданному учителем, учащиеся должны:
    - доказать, что это сложноподчиненное предложение;
    - определить значение, которое оно несет;
    - выяснить, положение придаточного в предложении;
    - определить,  возможна ли смена места придаточного по отношению к главному;
    - озвучить вопрос к придаточному;
    - перечислить все союзные слова, связывающие СПП подобного типа.
    Пример предложения:
    Я смотрю вперед, где в багровых облаках угадывается закатное солнце.

    4. Закрепление. Слайд 5-6. (время 0:06)
    А. По тому же образцу предложения ученики выявляют изменение смысла предложения с появлением в нем указательного слова:
    Я смотрю вперед туда, где в багровых облаках угадывается закатное солнце.
    Б. Задание учащимся на моделирование СПП из простых предложений предложенной схеме.
    [указ слово…], (где…,   куда…, откуда…)

    5. Слово учителя. Слайд 7. (время 0:03)
    Слово учителя о сходных союзах и союзных словах в СПП различного типа.

    6. Закрепление. Слайд 8-10.  (время 0:06)
    Учащимся задается три предложения с заданием: аргументированно согласится или опровергнуть мнение, что все они СПП с придаточным места. Пример предложения:
    Мы не знали, куда ведет эта заброшенная узкоколейка..

    7. Слово учителя. Слайд 11. (время 0:03)
    Слово учителя о присловных и приосновных придаточных.

    8. Закрепление. Слайд 12-22.  (время 0:06)
    А. Задание учащимся на определение типа придаточного в СПП с составлением схем предложений. Пример предложений:
    Когда наступят летние каникулы, наш класс в полном составе отправиться на море.
    Б. Схематический диктант с заданием: составить схемы продиктованных предложений. Пример предложения:
    В тех местах дороги, где селевые потоки прорвали защиту, проезд на автомобиле был решительно невозможен.

    9. Итог урока. Слайд 23. (время 0:06)
    Выполнение заданий на лингвистическую тему «Придаточные предложения места и времени»

    10. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 24. (время 0:03)
    Запись домашнего задания.

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Трактор мчался по полю, слегка попахивая...

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 207  Сейчас 18







Придаточные предложения места и времени

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 39.
К уроку
презентация
словарные диктанты для 9 класса

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Придаточные предложения места и времени"
Скриншот фрагмента презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-08-29

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

Тема открытого урока. Обстоятельственные придаточные времени и места.
Содержание. Придаточные места. Придаточные времени. Словарный диктант, задания, примеры, схемы, презентация «СПП с придаточным места и времени»
Словарный диктант.
Экспозиция – это…
Редкая профессия, дискуссия в печати, по отзывам прессы, знакомая увертюра, прогрессивный режиссёр, эстетическое удовольствие, художник-декоратор, участвовать в церемонии, выбрать преемника, концерт пианистов, театральное искусство, олимпийское соревнование, автомобильная магистраль, отечественные традиции, комфортабельные троллейбусы и трамваи, рискованный эксперимент, ехать по новой трассе, приступить к прениям.
Сложноподчиненные предложения с придаточными места и времени.
Текст. Я смотрю вперед, где в огнях прожекторов сияет вечерняя Самеба.
В. Докажите, что это  сложноподчиненное предложение. (Две основы, от одной из них можно задать вопрос к другой)
В. Значение придаточного? (Местоположения)
В.

Расположение? (После главного)
В. Можно поставить придаточное перед главным? (Нет)
В. Какой вопрос зададим? (Куда?)
В. Кроме где, какие союзные слова связывают части? (Куда? Откуда?)
Текст. Я смотрю вперед  туда, где в огнях прожекторов сияет вечерняя Самеба. В. Что изменилось с появлением указательного слова? (Появилось уточняющее значение).
Моделирование предложений согласно схемам.
[указ слово…], (где…,   куда…, откуда…)
1. Туристы  с восхищением смотрят. Переливается в солнечных лучах золотая статуя Георгия Победоносца.
2. Был  монастырь. Сливаясь, шумят струи Арагви и Куры.
Закрепление.
Лингвистическая задача. Согласны ли вы с мнением, что все эти три предложения с придаточными места? Ответ аргументируйте.
1. В тенистой части парка «Фуникулёр», где взрослые пили кофе по-турецки, резвились и катались на каруселях  маленькие гости  нашего города. -Определительное, т.к. где = который, вопрос задаётся от имени существительного.
2. Мы не знали, где расположен самый старый район Тбилиси. -Изъяснительное, т. к

задаётся падежный вопрос.
3. Нам  хотелось попасть туда, где находил приют среди грузинских поэтов Сергей Есенин.
Схематический диктант
Начертите схемы и определите вид придаточных.
Мне снова хотелось бы уйти туда, где можно разбить палатку и спокойно пожить несколько дней вдали от городского шума.
[  туда ] , ( где  ) – прид. места.
Когда сплавляешься по горным рекам Грузии, нужно соблюдать предельную осторожность.
( когда ) , [   ]  – прид. времени.
В том месте, куда скатились камни, можно было легко перейти эту горную речку.
[ В том , ( куда   ) ,   ] . – прид. определит.
Итог открытого урока.
1вариант.
Задание. «Придаточные предложения места»
2 вариант
Задание. «Придаточные предложения времени»
Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнение  141.
Задание на неделю: подготовиться к словарному диктанту №8.


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.