Один день в городе Калинове…    

    Русский язык и литература
Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Наш народ миролюбив и незлобив. Восемьсот лет провел в походах и боях...

Г.Зюганов,
лидер КПРФ






Статистика посещений
   Сегодня 339  Сейчас 6







Один день в городе Калинове…

К уроку
без приложений

Урок литературы в 10 классе.
Урок 9

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2014-10-02

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Один день в городе Калинове…
II. Цель урока. Анализ образов обывателей города.
III. Оборудование урока. Репродукции картин Левитана.
IV. Ход урока.
Проверка домашнего задания.
Творчество учеников.
А вот, каким увидела город Калинов моя ученица Лена Матевосян.
Город как город / Таких очень много. / Сплетни да слухи, / Бульвар да дорога. / Чудные виды / Ночная прохлада. / Пары влюблённых / Гуляют по саду / И по бульвару. / Прогулки, беседы. / Счастливые лица, / Немыслимы беды.
В. Какой принцип в систему действующих персонажей положен автором в пьесе?
Принцип говорящих фамилий.
В. Дайте определение соотносительно «говорящим» именам и фамилиям героев пьесы.
Марфа (греч.) – «хозяйка», «госпожа»; Савёл Дикой – дикость; КабанОва – кабан; Катерина (греч.) – «чистота», «благопристойность», «непорочность»; Варвара (греч.) –  «чужеземная», «грубая», «варвар»; Кулигин – Кулибина; Феклуша – клуша.
Слово учителя.
Написанию пьесы «Гроза» предшествовало путешествие автора в верховьях Волги в течение двух лет, 1856-1857 годов. По Волге проходили расшивы, издали были слышны очаровательные звуки. И не было этой песне конца. А на противоположном берегу Волги было два села. Итогом пятидневного путешествия

стали шедевры творчества Островского, драмы «Гроза» и «Снегурочка».
Насилие и необузданный произвол властвуют в изображаемом Островским городе Калинове, городе, олицетворявшем всю Россию. Драматурга во время путешествия по Волге поразил контраст между красотой природы и людской жестокостью, сосуществующей с этой красотой. Город Калинов, в котором разворачивается действие, придумал сам Островский.  Произвол, властвующий в семейном быту и общественных отношениях, калечит, обезволивает Тихона, приучает к обману Варвару, обрекает на прозябание талантливого самоучку Кулигина, ведёт к гибели Катерину.
В. Какую роль играет пейзаж в драме? Что вы увидели бы, оказавшись в этом приволжском городе?
Берег реки Волги. На берегу огромный сад. Сюда приходит Кулигин – часовщик-самоучка любуется Волгой и не может налюбоваться. А за спиной его Калинов – город заборов, высоких заборов, за которыми слышен свирепый лай спущенных цепных псов и льются никому не видимые и не слышимые слёзы. Любую светлую мысль, порыв души, луч света здесь стараются затоптать, погасить. А главное, из этого душного общества невозможно вырваться, всякая светлая душа обречена здесь на страдание, даже кровное родство не спасает от порабощения. Бесчинства, творящиеся в домах, скрыты за высокими

заборами. И заборы эти бесконечны!
Беседа.
В. Как представляете себе героев пьесы, каковы их внешность, манера поведения, речь?
В. На чём зиждется самодурство Савела Дикого и подобных ему людей?
В. Какими вы видите обывателей города, что узнали о «хозяевах жизни»?
В. Какова Марфа Кабанова? Первая её характеристика звучит в пьесе? Оправдывается ли она в явлении 5?
В. По словам Кабанихи, на каких фундаментальных основах должна строиться семья и семейная жизнь?
В. Как особенности речи Кабанихи связаны с её характером и жизненной позицией?
В. Каково отношение Тихона и Варвары к Кабанихе, её поручениям?
Характеристика второстепенных персонажей.
В. Озвучьте жизненную позицию Кулигина? Как по-вашему, это тоже «говорящая» фамилия?
В. Каковы же Тихон и Варвара?
В. Кто есть Феклуша? Первое впечатление, какое она произвела на вас?
В. Что же такое «темное царство»?
Домашнее задание.
Напишите письмо о своём пребывании в городе Калинове, можно в любом жанре, включая фельетон и репортаж.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.