План. Конспект. Тема. Правило правописания суффиксов причастий. Суффиксы страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Правило, примеры, задания, таблица, проверочная работа, словарный диктант, презентация «правописание полных и кратких причастий»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-5. (время 0:06) А. Выполнение учениками словарного диктанта. Б. Опрос по пройденному материалу. В. Задание ученикам на образование причастий множественного числа, пример: участвовать в демонстрации – участвующие в демонстрации, участвовавшие в демонстрации В. Задание учащимся на образование максимального количества причастий от различных глаголов.
2. Запись опорного конспекта. Слайд 6-18. (время 0:20) Причастия А. Правописание суффиксов на примерах:
-ащ-, -ящ-: молчат --> молчащий; смотрят --> смотрящий
-ущ-, -ющ: ревут --> ревущий; решают --> решающий
-ем-, -им-: волнует --> волнуемый, зависит --> зависимый
-е(ё)нн-: купить --> купленный, найти --> найденный, беречь --> бережённый
(слайд 9) Б. Правописание гласных перед -вш-, -нн- на примерах: обидеть --> обиженный, клеить --> клеивший В. -нн- в суффиксах на примерах
- полных причастий сов. вида: сыгранная мелодия, просеянный рис, сваренная уха
- с зависимым словом: варенная (на чем?) на костре уха Г. -н- в суффиксах на примерах
- кратких причастий: дорога пройдена. Отглагольные прилагательные и причастия А. -н- в суффиксах на примерах
- красить (несов. вид) --> крашеный дом (отгл. прил.) --> некрашеный дом (отгл. прил.) --> дома не крашены (кр. причаст.) Б. -нн- в суффиксах на примерах
- покрасить (сов. вид.) -->покрашенный дом (прич.) -->непокрашенный дом (прич.) --> крашенный малярами дом (завис. слово) В. Способы определения кратких причастий и прилагательных.
3. Закрепление. Слайд 19. (время 0:06)
Задание на определение значения (в качестве части речи) причастий в предложениях
4. Запись опорного конспекта. Слайд 20-23. (время 0:04)
Беседа с классом близко звучащих причастиях и способах распознавания их значений.
5. Закрепление. Слайд 24-25. (время 0:06) А. Задание учащимся на различение причастий и прилагательных. Б. Тренировочная работа на правописание суффиксов причастий.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.