План. Конспект. Тема. Сложносочиненные предложения с сочинительными союзами, смысловые отношения в ССП. Словарный диктант №3. Типы и виды ССП, примеры, задания, таблица «сочинительные союзы», презентация «смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-5. (время 0:05)
А. Выполнение учащимися словарного диктанта.
Б. Составление сложносочиненного предложения из трех простых, выявление смысловых отношений между частями на примере: Даша получила письмо. Письмо было написано по-английски. Даша его не поняла.
2. Слово учителя. Слайд 6-7. (время 0:03)
Сложносочиненное предложение и роль сочинительных союзов в формировании связей между его частями.
3. Сочинительные союзы. Слайд 8-43. (время 0:22)
А. Соединительные союзы. Смысловые отношения: одновременность, последовательность, причина (следствие) на примерах: Прошло лето, и закончились каникулы.
Шеф дал задание, и мы принялись его выполнять.
Он пришел к финишу последним, и ему не зачли пробег.
Б. Разделительные союзы. Смысловые отношения: чередование, взаимоисключение. Примеры: Или похолодало, или мне нездоровится.
То дождь идет, то ветер воет.
В. Противительные союзы. Смысловые отношения: сопоставление, противопоставление. Примеры: Вадим учил уроки, а сестра на диване скучала.
Течение было сильным, но я решил перебираться на противоположный берег.
4. Закрепление. Слайд 44-50. (время 0:08)
А. Выполнение учащимися заданий на определение смысловых отношений в ССП. Пример: Либо я соглашусь с его условиями, либо он меня по судам затаскает. (взаимоисключение).
Б. Составление таблицы «Сочинительные союзы»
5. Анализ предложения. Беседа. Слайд 51-53. (время 0:04)
Значимость пунктуации на анализе предложения: Звездочки давно погасли в небе и уже играют на рожке.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.
- Я все эти годы бережно и с трепетом несу перед собой на своих руках этот светлый, хрустальный сосуд, имя которому - Беларусь. Несу, боясь его уронить, потому что очень уж он хрупкий и уязвимый.