План. Конспект. Тема. Двусоставные и односоставные неполные предложения: эллиптические, контекстуальные, ситуативные; их значение и применение. Примеры, задания, презентация «неполные предложения»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-6. (время 0:04)
А. Задание классу на определение вида (одно- или двусоставное) неполного предложения и нахождение опущенного члена, пример: – Кто приехал? – Игорь из Калуги. – Приехал Игорь из Калуги. Пропущено сказуемое (двусоставное)
Б. Вопросы к классу о ситуативных и эллиптических неполных предложениях.
2. Виды и типы неполных предложений (НП). Слайд 7-12. (время 0:10)
А. Понятие о ситуативных неполных предложениях.
Б. Значение и сфера применения НП в русском языке.
3. Анализ отрывка из пьесы Фонвизина «Недоросль». Слайд 13-18. (время 0:05)
А. Беседа о значении неполных предложений в пьесе, в русском языке.
Б. Стилистические преимущества: непринужденность, живость, естественность с акцентированием внимания на главном.
4. Схожесть и различие неполных и односоставных предложений. Слайд 19-25. (время 0:05)
А. Неполные и назывные, безличные, определенно- и неопределенно-личные предложения, их схожесть и различие.
Б. Знаки препинания в НП.
5. Практическая работа. Слайд 26-28. (время 0:10)
Выполнение письменной работы на определение видов и типов неполных предложений.
6. Слово учителя. Слайд 29-32. (время 0:05)
Разбор контекстуально неполного предложения из «Полтавы»
7. Слово учителя. Слайд 32-36. (время 0:03)
Неполное предложение как средство выразительности русского языка.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.