2. Сложноподчиненные предложения. Слайд 3-13. (время 0:06)
А. Задание классу на определение вида и типа придаточных предложений. Пример предложения: Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
Б. Анализ предложений с союзом как. Пример: Только ты меня уж на рассвете не буди, как восемь лет назад.
3. Средства выразительности. Слайд 14-21. (время 0:08)
А. Выразительные средства сравнения с примерами:
- придаточные сравнения: Ничего на свете лучше нету, чем бродить друзьям по белу свету;
- сравнительный оборот: Степан прищурил левый глаз, словно целился в невидимого противника;
- существительное в творит. падеже: А дервиши продолжали вертеться юлой, двигаясь по кругу.
- сравнительная степень прилагательного и наречия: Моё слово твёрже гороху;
- устойчивое сочетание слов: Баснями сыт не будешь;
- метафоры: Это был золотой человек.
- приложение: Теща-змея довела меня придирками до белого каления.
Б. Задание учащимся на подбор примеров выразительных средств сравнения.
4. Сравнительный оборот и придаточное сравнительное. Слайд 22. (время 0:04)
Беседа о различии и сходстве сравнительных оборотов и придаточных:
в придаточных – сказуемое есть.
в оборотах – сказуемого нет.
5. Сравнительные придаточные. Слайд 23-27. (время 0:09)
Задание учащимся на
- сопоставление предложений с союзом как;
- расстановку препинаний в предложениях с двойным союзом чем – тем;
- определение видов и типов придаточных;
- составление схем сложноподчиненных предложений;
- нахождение отличий между сравнительными оборотами и сравнительными придаточными.
6. Тест «придаточное сравнительное и сравнительный оборот». Слайд 28. (время 0:10)
Выполнение учащимися теста и тестовых заданий.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.