Функции русского языка в современном мире    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Функции русского языка. Русский язык в современном мире. Примеры, задания, тест, презентация "русский язык и мировые языки"

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Вступительная лекция учителя. Слайд 2-10. (время 0:06)
    А. Возникновение языка, его функции в обществе.
    Б. Язык как инструмент коммуникации в обществе.
    В. Изменение словарного состава с течением времени.
    Г. Русский язык в мире, создание МАПРЯЛ.

    2. Беседа. Слайд 11.  (время 0:02)
    Вопросы к ученикам по категориям:  русский язык; группа, в которую входит русский язык; причины, обусловившие близость словарного состава языков одной группы.

    3. Слово учителя. Слайд 12-13.  (время 0:06)
    А. Славянская группа языков, индоевропейская семья языков.
    Б. Происхождение славянских языков. Группы славянских языков

    4. Словарная работа. Слайд 14.  (время 0:02)
    Лексическое значение слова семантика.

    5. Беседа. Слайд 15-17.  (время 0:04)
    А. Звучание русских слов в иностранных языках без перевода. Примеры слов: vodka, sputnik, glasnost, isba, tsar, ukase и др.
    Б. Перенос слов. Наполнение слов новым значением.

    6. Диктант с орфографическим заданием. Слайд 18-19. (время 0:08)
    А. Задание на объяснение правописания безударных гласных.
    Б. Задание на объяснение постановки тире и разбор предложения.

    7. Тематический тест. Слайд 20.  (время 0:15)

    8. Домашнее задание. (время 0:02)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Вы бы посмотрели, как наши люди плакали, когда мы выводили ракеты стратегического назначения.

А.Лукашенко,
президент Беларуссии






Статистика посещений
   Сегодня 1202  Сейчас 55







Функции русского языка в современном мире

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 1.
К уроку
презентация
тематический тест


cмотреть видеоурок
Презентация к уроку "Функции русского языка в современном мире"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-06-26

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Функции русского языка в современном мире"



Класс    Фамилия
Повторение изученного в 5-7 классах. Строение текста. Информационная обработка текста.
Прочитайте текст и выполните задания А1- А 7, B1, В2, С1

Текст.
Наверно, все слышали сочетание «Северная Пальмира». Так иногда называют Санкт- Петербург. Почему же именно «Северная Пальмира»?
Это название известно с конца XVIII в. Оно появилось, после того как европейцы открыли для себя одну из интереснейших страниц древней истории - историю города Пальмиры. Этот «город пальм» возник более трёх тысяч лет назад на территории теперешней Сирии.
В XVII в. путешественник и его спутники с большими трудностями добрались до развалин некогда великолепного города, затерянного в пустыне. Остатки величественных храмов, театров, полуразрушенный акведук, четыре ряда мощных колонн, стоящих вдоль улицы длиной более километра... Путешественники были поражены увиденным, но, когда они вернулись в Европу, их рассказам просто не поверили. Однако в 1678 г. этот город нашёл английский торговец Галифакс, после него там побывали и другие европейцы. Оказалось, что найденные развалины - то, что осталось от Пальмиры, о которой с восхищением писали древнейшие историки. В следующем столетии Пальмиру исследовали и подробно описали археологи. Они зарисовали развалины, и после опубликования этих рисунков началась мода на Пальмиру.
           (По материалам газет)
А1. На какой вопрос НЕТ ОТВЕТА в этом тексте?
1) Когда появилось выражение «Северная Пальмира»?
2) Где располагалась древняя Пальмира?
3) В какое время Пальмира достигла наивысшего расцвета?
4) Что значило название Пальмира?
5) Почему путешественники, нашедшие развалины Пальмиры, были поражены увиденным?

 А2. Какое предложение может служить ЗАКЛЮЧЕНИЕМ текста?
1) Путешественники, нашедшие развалины древнего города, назвали его Пальмирой.
2) Археологические исследования Пальмиры проводились в XVIII веке.
3) Рисунки, которые сделали археологи, вызвали восхищение в Европе.
4) В XVIII веке Петербург считался одним из красивейших городов.

А3. Какой из трёх вариантов плана верно отражает строение текста и содержание микротем?
1)
A. Вступление
Б. Что значит слово «Пальмира»?
B. Кому принадлежит честь открытия Пальмиры?
Г. Кто писал о Пальмире?
Д. Почему Петербург сравнивали с Пальмирой?
2)
A. Вступление
Б. Какой город назывался Пальмирой?
B. Как европейцы заново открыли Пальмиру?
Г. Когда началась «мода на Пальмиру»?
Д. Почему Петербург сравнивали с Пальмирой?
3)
A. Вступление
Б. Какой город назывался Пальмирой
B. Когда люди впервые узнали о Пальмире?
Г. Почему Петербург назвали Северной Пальмирой?

А4. Слово «акведук» содержит два латинских корня, которые встречаются в словах «аквариум», «виадук», «кондуктор». Укажите русский синоним этого слова.
1) путепровод
2) водопровод
3) водораздел
4) шоссе

А5. Укажите предложение, в котором точнее всего передаётся главная информация, содержащаяся в отрывке.
Честь открытия Пальмиры в новое время приписывают итальянцу Пьетро делла Балле. В XVII веке путешественник и его спутники с большими трудностями добрались до развалин некогда великолепного города, затерянного в аравийской пустыне.
1) В новое время установлено, что в XVII веке итальянец Пьетро делла Балле нашёл в аравийской пустыне развалины великолепного древнего города.
2) В XVII веке первым человеком, открывшим Пальмиру и добравшимся до развалин древнего города в аравийской пустыне, был итальянец Пьетро делла Балле.
3) Считается, что в новое время древнюю Пальмиру открыл итальянец Пьетро делла Балле, который в XVII веке нашёл её развалины в аравийской пустыне.

А6. Какое предложение синонимично предложению и не отличается от него по стилю.
1) Казалось, что Петербург совсем как Пальмира.
2) Невольно приходилось сравнивать Петербург с легендарной Пальмирой.
3) Легко было увидеть сходство Петербурга с легендарной Пальмирой.
4) Обнаруживалось явное сходство между Петербургом и легендарной Пальмирой.

В1. В одном из предложений последнего абзаца найдите сказуемое, выраженное фразеологизмом. Выпишите это сказуемое.
Ответ:

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Мировое значение русского языка. Беседа.
В. Чем объяснить такое большое распространение нашего языка в мире?
В. Назовите группу в которую входит  русский язык?
В. Чем обусловлена такая близость в словарном составе этих языков?
Слово учителя.
Индоевропейскую семью языков, в которую входит, славянская группа языков, распространена на территории  Азии и Европы и объединяет – 400 миллионов человек. Языки славянской группы отличается большой близостью друг к другу. Близость эта  в структуре слов, предложений;  грамматических категориях, семантике, звуковых чередованиях. Объясняется такая близость славянских языков  единством происхождения, длительным контактом в группе на различных уровнях диалектов и литературных языков.
Словарная работа.
Семантика – раздел языкознания, который исследует

проблемы, связанные с  значением, смыслом, интерпретацией лексических единиц.
Беседа.
В. Смысл некорорых русских слов понятен в других странах без перевода. Почему? Приведите несколько примеров таких слов.
Заимствуются из русского языка те слова, которые в иностранном языке не имеют аналогов. . Если просмотреть английский словарь, то обязательно можно найти слова с пояснением происхождения русск. или rus. Например vodka, sputnik, glasnost, isba, tsar, ukase и др.
Вот примеры слов, произносящихся в других языках так, как и в русском: каракуль, боярин, казак (также кочевник), сарафан, тройка, телега, степь, тайга, тундра, дача, балалайка, борщ, каша, квас, стерлядь, белуга, самовар, матрешка, борзая, рубль, алтын, копейка, пуд, верста, кнут, погром, крах, Сибирь, комсомол, большевик, Дума (орган власти), кулак (зажиточный крестьянин), быстрО, ушанка, луноход, окрошка, лапти, валенки,

щи.
Время от времени  слова из одного языка переносятся в другой. Например, иностранцам употребляют русское слово бабушка ( ударение в слове они делают на втором слоге) со  значением этого слова головной платок.
В Британских спортивных кругах появился новый глагол to kershakov, который обозначает фразу: бить сильно по воротам и не попадать  (футбольный термин).
Домашнее задание.
Выучите наизусть какое-либо из высказываний о русском языке. Например, высказывание Парнаос Пантелеймоновича Шнайдермана: «Русский язык прост для тех, кто вобрал его в себя с молоком матери; для иных, даже изучивших его, русский язык могуч, велик и непонятен в в своем логическом разнообразии».

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.