|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Формообразующие и словообразующие аффиксы. II. Оборудование и приложения. Презентация.
Проверка домашнего задания.
Слово учителя. Морфема и слово – значимые единицы языка, имеющие сходства и различия. И морфема и слово обладают значением – в этом их сходство. Например, суффикс существительных -ёр- обозначает объект по специфике занятий, существительное при этом образовано от соответствующего глагола: монтёр – монтировать, дирижёр – дирижировать, суфлёр – суфлировать. Приставка при- обозначает присоединение: прибить, приклеить; приближение: прибыть, прибежать. -о в качестве окончания обозначает един.чис., имен. пад., ср. р., сущ. 2 скл.: стекло, полотно, окно. Различия между морфемой и словом: слово – самостоятельная единица, а морфема «существует» в слове: Дом, домашний, домушник, домовой. В. Перечислите известные морфемы. Аффиксы: приставка, корень, суффикс, окончание.
Комментарий учителя.
|
Почти все морфы имеют как русские, так и греческие названия. Например, флексия – окончание; префикс – приставка; постфикс – суффикс, находящийся после окончания -ся. -то, -нибудь, -либо в неопределенных местоимениях тоже считаются постфиксами; соединительная гласная – интерфикс (интер – между) – называется так потому, что занимает положение между корнями.
Словообразующие и формообразующие аффиксы. Словообразующие аффиксы в основу не входят – чаще всего это окончания, по которому распознается грамматическое значение слова. Существуют и формообразующие суффиксы. Их мы находим: а. в инфин. глаг. -ть, указывает на постоянные признаки глагола: возвратность – невозвратность, переходность – непереходность, спряжение, вид; б. в глаг. в прош. врем. – -л: летел, говорил; в. прич. и дееприч. – -ащ/-ящ, -ем/-ом, -ущ/-ющ, -вш, -т, -енк, -в(ши), -а/-я, -ши: плывущий, высохший; г. в именах прилагательных при образовании: сравн. степ. – -е, -ее/-ей, -те, -ше(-е), нередко с применением по-; прев. степ. – наи- + -ейш, наи- + ш, -айш/-ейш:
|
дольше, высший, наикрасивейший; Надо различать словообразующие постфиксы от формообразующих. Если постфикс образует страдательный залог глагола, то он – формообразующий; если – возвратный глагол, то можно говорить о словообразующем постфиксе: Девочка умывается. Девочка поднимается вверх по тропинке (возвратный глагол, т.к. действие возвращает его на производителя: девочка сама! умывает, поднимает себя). Грузоперевозки совершаются автокарами (страдательная конструкция, т.к. грузоперевозки не сами! совершаются, а производятся автокарами, следовательно, постфикс – формообразующий. В. Назовите аффиксы, которые учувствуют только в образовании формы слова? Флексия (окончание). В. Составьте предложения формообразующим постфиксом.
Закрепление. Упражнение № 83, 84
Рефлексия. Домашнее задание. Прочитать §17
|