Словообразующие и формообразующие аффиксы.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема.  Аффиксы формообразующие, словообразующие. Примеры, задания, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:05)

    2. Слово учителя. Слайд 3-7. (время 0:08)
    А. Сходство морфемы и слова как значимых единиц языка на примерах:  монтёр – монтировать, прибить, прибыть, стекло.
    Б. Различие слова как самостоятельной единицы от морфемы как части слова на примерах:  дом, домашний, домушник, домовой.
    В.  Вопросы к классу.

    3. Комментарий учителя.  Слайд 8. (время 0:02)
    Греческие названия морфем: флексия, префикс, постфикс , интерфикс.

    4. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Слайд 9-17. (время 0:15)
    А. Понятие о словообразующих и формообразующих аффиксах.
    Б. Формообразующие суффиксы в инфинитиве и глаголах в прошедшего времени, причастиях и деепричастиях,  именах прилагательных, степенях сравнения наречий.
    В. Различие словообразующих и формообразующих постфиксов.
    Г. Вопросы к классу.

    5. Закрепление. Слайд 18. (время 0:12)
    Выполнение упражнений учебника.

    6. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 19. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Диктатуры Ельцина не было и не будет, а других диктатур я не допущу.

Б.Ельцин,
президент РФ






Статистика посещений
   Сегодня 1095  Сейчас 74







Словообразующие и формообразующие аффиксы.

К уроку
презентация на обновлении

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 13

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-10-26

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Формообразующие и словообразующие аффиксы.
II. Оборудование и приложения. Презентация.

Проверка домашнего задания.

Слово учителя.
Морфема и слово – значимые единицы языка, имеющие сходства и различия. 
И морфема и слово обладают значением – в этом их сходство.
Например, суффикс существительных -ёр-  обозначает объект по специфике занятий, существительное при этом образовано от соответствующего глагола: монтёр – монтировать, дирижёр – дирижировать, суфлёр – суфлировать. 
Приставка при- обозначает присоединение: прибить, приклеить; приближение: прибыть, прибежать.
-о в качестве окончания обозначает един.чис., имен. пад., ср. р., сущ. 2 скл.: стекло, полотно, окно.
Различия между морфемой и словом: слово – самостоятельная единица, а морфема «существует» в слове:
Дом, домашний, домушник, домовой.
В.  Перечислите известные морфемы.
Аффиксы: приставка, корень, суффикс, окончание.

Комментарий учителя.


Почти все морфы имеют как русские, так и греческие названия. Например, флексия – окончание; префикс – приставка; постфикс – суффикс, находящийся после окончания -ся.
-то, -нибудь, -либо  в неопределенных местоимениях  тоже считаются постфиксами; соединительная гласная – интерфикс (интер – между) – называется так потому, что занимает положение между корнями.

Словообразующие и формообразующие аффиксы.
Словообразующие аффиксы в основу не входят – чаще всего это окончания, по которому распознается  грамматическое значение слова.
Существуют и формообразующие суффиксы. Их мы находим:
а. в инфин. глаг. -ть, указывает на постоянные признаки глагола: возвратность – невозвратность, переходность – непереходность, спряжение, вид;
б. в глаг. в прош. врем. – -л: летел, говорил;
в. прич. и дееприч. – -ащ/-ящ, -ем/-ом, -ущ/-ющ,  -вш, -т, -енк, -в(ши), -а/-я, -ши: плывущий, высохший;
г. в именах прилагательных при образовании:
сравн. степ. – -е, -ее/-ей, -те, -ше(-е), нередко с применением по-;
прев. степ. – наи- + -ейш, наи- + ш, -айш/-ейш:

дольше, высший, наикрасивейший;
Надо различать словообразующие постфиксы от формообразующих. Если постфикс образует страдательный залог глагола, то он – формообразующий; если – возвратный глагол, то можно говорить о словообразующем постфиксе:
Девочка умывается. Девочка поднимается вверх по тропинке (возвратный глагол, т.к. действие возвращает его на производителя: девочка сама! умывает, поднимает себя).
Грузоперевозки совершаются автокарами (страдательная конструкция, т.к. грузоперевозки не сами! совершаются, а производятся автокарами, следовательно, постфикс – формообразующий.
В. Назовите аффиксы, которые учувствуют только в образовании формы слова?
Флексия (окончание).
В. Составьте предложения  формообразующим постфиксом.

Закрепление.
Упражнение № 83, 84

Рефлексия. Домашнее задание.
Прочитать §17

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.