Обучение сжатому изложению. Способы и приемы компрессии (сжатия) текста. (Начало темы).    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Как писать сжатое изложение. Компрессия (сжатие) текста, приемы сжатия, упрощение, исключение, обобщение. Примеры, задания, презентация «методы компрессии текста».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Беседа. Слайд 1-3.  (время 0:02)
    Вопросы к классу: что такое изложение, какие виды изложений им известны и что они из себя представляют.

    2. Запись опорного конспекта с элементами беседы. Слайд 4. (время 0:04)
    Методы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

    3. Слово учителя. Слайд 5. (время 0:05)
    Понятие об исключении как  методе компрессии текста и обзор приемов применяемых в исключении.

    4. Практическая работа. Слайд 6-7. (время 0:07)
    Сжатие  текста с применением приемов исключения на конкретных примерах.

    5. Слово учителя. Слайд 8. (время 0:05)
    А. Вывод. Порядок действий при применении метода компрессии исключение.
    Б. Понятие об обобщении как  методе компрессии текста и обзор приемов применяемых в обобщении.

    6. Практическая работа. Слайд 9-13. (время 0:07)
    Сжатие  текста с применением приемов обобщения на конкретных примерах:
    А. Замена однородных членов.
    Б. Замена придаточного.
    В. Удаление поясняющих конструкций.
    Г. Составление нового текста.

    7. Слово учителя. Слайд 14. (время 0:05)
    Понятие об упрощении как методе компрессии текста и обзор приемов применяемых в упрощении.

    8. Практическая работа. Слайд 15-17.  (время 0:07)
    Сжатие  текста с применением приемов упрощения на конкретных примерах:
    А. Замена определительного придаточного.
    Б. Замена обстоятельственного придаточного.
    В. Сокращение частей сложного предложения.

    9. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 18. (время 0:03)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Здесь он впервые узнал разговорную русскую речь от няни Арины Родионовны.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 26  Сейчас 4







Обучение сжатому изложению. Способы и приемы компрессии (сжатия) текста. (Начало темы).

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 10.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Обучение сжатому изложению. Способы и приемы компрессии (сжатия) текста. (Начало темы)."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-04-14

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Обучение сжатому изложению. (Начало темы).
II. Оборудование и приложение. Презентация «компрессия текста»
Беседа.
В. Какие виды изложений вам известны? 
Выборочное, подробное, сжатое.
В. Что представляет подробное изложение?
Почти дословный пересказ услышанного текста.
В. А какое изложение называется сжатым?
Это передача   тех мыслей в тексте, без которых он не может существовать.
В. Попытайтесь, исходя из нашего разговора, определить тему урока.
Способы написания сжатого изложения.
Запись опорного конспекта с элементами беседы.
В. Подумайте, возможно ли сжать текст?
Прежде чем приступить к сжатию текста,  нужно мысленно разделить информацию на главную и второстепенную. После определения границ можно приступить к сжатию текста с применением: исключения, обобщения, упрощения.
Слово учителя.
Сегодня разберем подробнее эти  приемы.
Исключение – приём

компрессии, состоящий в удалении из текста: повторов; поясняющих, уточняющих, вводных конструкций; несущественных фрагментов; однородных членов; синонимов.
Практическая работа.
Исходный текст: Приюты для бездомных детей, школы-интернаты, детские дома для сирот и подобные другие заведения федерального и регионального значения ведут ребёнка только до своего определенного порога. 
Вариант сжатия: Детские учреждения ведут ребёнка до определенного порога.
Слово учителя.
Следующий прием языковой компрессии текста – обобщение. Включает в себя  замену: однородных членов обобщающим словом; прямой речи косвенной; придаточных предложно-падежной конструкцией;
части или всего предложения местоимением со значением обобщения.
Практическая работа.
Замена однородных членов.
Исходный текст: На поляне росли обыкновенные ромашки,  белоснежные  одуванчики, стеснительные купавки               
Вариант сжатия: На поляне росли цветы

Удаление поясняющих конструкций
Исходный текст: Он владел многими языками: итальянским, арабским, турецким; никто не распознал бы в нём русского.           
Вариант сжатия: Он владел многими языками: никто не распознал бы в нём русского.
Составление нового текста.   
Исходный текст: Каждый из жителей посёлка использовал свободное время. Кто-то читал приключенческие повести; кто-то рыбачил на реке или собирал грибы в лесу; подростки увлекались спортивными играми, среди которых самым значимым был ежегодный велопробег.     
Вариант сжатия: Каждый из жителей поселка проводил свободное время зависимости от привычек.
Слово учителя.
Третий способ  –  упрощение мы рассмотрим на следующем уроке.
Рефлексия. Домашнее задание.
Выучить теоретический материал урока.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.