|
Фрагменты урока
Тема урока. Сложноподчиненное предложение, строение СПП. Содержание. СПП, подчинительная связь и подчинительные союзы, главное и придаточное предложение. Примеры, задания, схемы СПП, презентация «понятие о сложноподчиненном предложении» Проверка домашнего задания с элементами беседы. В. В чем различие ССП и СПП? В ССП предложения равноправны, в СПП одна из частей зависима от другой. Придаточное несет дополнительную информацию об объекте, которое может быть лицом, предметом, событием, а также называть условия, значения, цели и т.д. Задание. Докажите, что это СПП: Чтобы рассуждать о чем-либо, необходимо досконально и скрупулёзно изучить это что-либо. Задание. Определите связь придаточных. Достань вазу, которая стоит на верхней полке. К слову ваза: какую вазу? Я понял, что не успеваю на самолет. Понял: что понял? Все уже пообедали, когда Женя появилась на пороге. К грамматической основе: когда все пообедали? Задание. Определите, какое место занимает придаточное предложение. К
|
вечеру я решил, что никуда мы не поедем. После главного. Когда я проснулся, солнце уже было в зените. Перед главным. Рекс, умная собачка, пока я искал тапочки, терпеливо ожидал на коврике. В середине главного. Понятие о сложноподчиненном предложении. Посмотрите видеоурок «Понятие о СПП». После просмотра видеоурока мы продолжим нашу беседу. Закрепление. Задание. Докажите, что предложение: Для того чтобы зажигательно говорить с трибуны, надо хорошо знать свой язык и тему общения с народом. Подчинительные союзы и союзные слова. Функция подчинительных союзов (хотя, если, точно, чтобы…) ̶ это связь частей СПП. Других функций они не несут: Печально было сознавать, что выпавший нам шанс мы упустили безвозвратно. Союзные слова (откуда, что, когда, кто, чей, какой, который и др.) ̶ самостоятельные части речи, несущие функции подчинительных союзов: Прибывший директор призвал рабочих, от которых зависело бесперебойное функционирование конвейера, вернуться на свои места. В. Чем выражено союзное слово?
|
Внимание! Для предотвращения ошибок необходимо: при разборе предложения рядом с союзом (относительным местоимением) мысленно записать слово в том же падеже. Например: Прибывший директор призвал рабочих, от которых (от рабочих) зависело бесперебойное функционирование конвейера, вернуться на свои места. На опушку опустился сизый туман, внутри которого (внутри тумана) пульсировал желтый огонек. Барбос, который (Барбос) потерял интерес ко всему в этот знойный полдень, вдруг ожил, увидев Наталью. Закрепление. Задание. Различите, в каком случае что – союзное слово, а в каком – союз. Дядя сообщил по телефону, что заглянет к нам завтра (союз). Дядя в конце концов решил, что ответить на предложение (союзное слово). Рефлексия. Домашнее задание. Как отличить подчинительные союзы от омонимичных им слов? Выучить конспект.
|