Обособленные дополнения    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Дополнение. Обособленное дополнение. Обособление дополнений. Синтаксические синонимы. Примеры, задания, правило пунктуации, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Пунктуационная разминка. Слайд 2,3. (время 0:02)
    Задание классу: объяснить расстановку знаков препинания. Пример предложения:
    Они вышли на болотистую местность, поросшую камышом и кое-где залитую водой.

    2. Беседа. Слайд 4. (время 0:02)
    Вопросы к классу: что такое обособление и какие члены предложения обособляются.

    3. Анализ предложений с элементами беседы. Слайд 5-12. (время 0:09)
    А. Задание на нахождение  в предложениях дополнений и определение частей речи, которыми они выражены. Пример предложений:
    Художник смыл краску с рук и, вытирая их фартуком, зашел в дом.
    Б. Вопросы к классу: что обозначает дополнение, вопросы, на которые отвечает, к чему относится, какими частями речи выражается.
    Г. Анализ предложений, вопросы к классу по предлогам, которые употребляются с дополнениями, случаям обособления дополнений.

    4. Слово учителя. Слайд 13-16. (время 0:07)
    А. Случаи, когда конструкции не обособляются.
    Б. Оборот с кроме: обособление и необособление.

    5. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 17-19. (время 0:06)
    А. Вопросы к классу по синтаксическим конструкциям, которыми заменяются обособленные определения и обособленные обстоятельства.
    Б. Понятие о синтаксической синонимие.
    В. Придаточное дополнительное или изъяснительное придаточное.

    6. Упражнение на закрепление. Слайд 20. (время 0:06)
    А. Упражнение на составление предложений с обособленными дополнениями.
    Б. Задание к классу на постановку в предложениях знаков препинания. Пример предложения:
    Во охоты охоте он обходился корочкой хлеба и мог ничего не пить, кроме родниковой водички.

    7. Пунктуационный тренажёр. (время 0:11)
    8. Домашнее задание. (время 0:02)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


-Нам никто не мешает перевыполнять наши законы.

В.Черномырдин,
премьер-министр РФ






Статистика посещений
   Сегодня 275  Сейчас 5







Обособленные дополнения

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 77.
К уроку
презентация
пунктуационный тренажер (doc)

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Обособленные дополнения"
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Обособленные дополнения.
II. Оборудование и приложения. Презентация к уроку.

Пунктуационная разминка.
Задание. Объясните расстановку знаков препинания
1. Испуганный, он  чуть было не завопил.
Обособленное определение. Относится к личному местоимению.
2. Они вышли на болотистую местность, поросшую камышом и кое-где залитую водой.
Два однородных определения, выражены причастным оборотом, между собой связаны союзом и, запятая между ними не нужна.

Беседа.
В. Давайте вспомним, могут обособляются какие члены предложения?
Все.
В. Что такое обособление?
Обособление есть выделение смысловое или интонационное второстепенных членов для  придания им синтаксической самостоятельности. Обособленные члены конкретизируют, уточняют высказываемую мысль или описание действия, углубляя характеристику и экспрессивную окраску предмета или лица.

Анализ предложений

с элементами беседы.
Задание. Подчеркните в предложении все дополнения и назовите части речи, которыми они выражены.
Повар стряхнул пену с рук и, вытирая их о фартук, вышел во двор.
Задание. Прочитайте  предложения и ответьте на вопросы.
Кроме груш  Марина любила ещё и абрикосы.
Вместо куртки он надел плащ.
Весь коллектив детского дома, включая поваров, насчитывал около пятидесяти человек.
Помимо этого интересного упражнения, решите и тест, данный в учебнике.

Слово учителя.
Бывают случаи, когда такие конструкции не обособляются:
1. Предлог  вместо = взамен, за. Вместо песенки про Снегурочку он спел другую песню.
2. Как правило не обособляются незначительные обороты, находящиеся в начале предложения. Кроме утра я люблю ещё и вечер.
Оборот с кроме чаще всего обособляется в случае значения исключения:
В  наших местах нет особенных богатств и красот, кроме лугов, лесов, и родниковых вод. 
Ничего не было слышно,

кроме пиликания сверчков и дыхания ветра в кронах деревьев. 
Ничего не было слышно, кроме пиликания сверчков и дыхания ветра в кронах деревьев. 

Слово учителя с элементами беседы.
Синтаксическая синонимия.
В. Какой синтаксической конструкцией можно заменить обособленные обстоятельства?
Придаточным обстоятельственным.
В. Как называется такая замена?
Синтаксическая синонимия.
В. Как вы думаете, возможна ли такая замена для  дополнений?
Возможна.
В. Чем можно заменить обособленное дополнение?
Придаточным дополнительным.
Это  придаточное называется так по аналогии с предыдущими. Более частотным является название  изъяснительное придаточное.

Пунктуационный тренажёр /прилагается/.

Домашнее задание.
Упр.  350, 353.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.