|
Фрагменты урока
Открытый урок. Придаточное изъяснительное. Содержание открытого урока. СПП с придаточным изъяснительным. Примеры, задания, таблица, памятка «придаточное изъяснительное», презентация к уроку . Проверка домашнего задания. Беседа. В. Каково место придаточного в предложении? Может находиться как внутри главного предложения, так и до и после него, кроме определительного придаточного, которое следует за главным. В. Назовите известные вам второстепенные члены. На какие вопросы отвечают дополнения? Косвенных падежей; В. Придаточное, отвечающее на вопросы дополнений, как может называться? Дополнительное. Некоторые ученные их так и определяют: «придаточные дополнительные». Но в лингвистике по отношению к таким СПП применяется другое определение – придаточное изъяснительное. Это обусловлено тем, что основная их функция заключается в том, чтобы пояснить, изъяснить (именно так говорили в старину) и дополнить информацию главного предложения В. Назовите группы придаточных в СПП? Определительные, изъяснительные, обстоятельственные. Сейчас мы просмотрим видеоурок. После просмотра законспектируем то, что нам показалось наиболее важным в видеоуроке. Затем продолжим
|
нашу беседу. В. Кстати, а какова тема урока, кто догадался? 2. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Просмотрите видеоурок «придаточное изъяснительное», особое внимание уделите на средства связи в СПП, вопросы к придаточным и к чему они относятся. 3. Запись опорного конспекта с элементами беседы. У нас с вами уже есть памятка «придаточные определительные». Зарисуем и эту таблицу. В дальнейшем будем пользоваться ею в качестве памятки «придаточные изъяснительные». Придаточные привязаны к словам, которым необходимо пояснение, потому что без такого разъяснения главная часть предложения кажется незавершенной. Функцию законченности (завершения) предложения берёт на себя придаточная часть, дополняющая своим содержанием тот член предложения, к которому относится. Например: Я и не заметил, как оказался на чужой делянке. – относится к глаголу «не заметил» (чего?), дальше требуется дополнение. Роль дополнения передается придаточной части, без нее СПП не завершено. В. Итак, к каким словам главного относятся изъяснительные придаточные (см. памятку)? Ваш ответ следует дополнить словами «которые требуют обязательного пояснения (изъяснения)». Внесите дополнение и в «памятку».
|
Чаще всего это следующие глаголы: возразить, гордиться, говорить, грозить, думать, жалеть, жаловаться, знать, объявить, понимать, радоваться, сознавать, сообщить, сказать … Реже – прилагательные, существительные или слова категории состояния: виноват, доволен, жаль, известие, известно, нужно, понятно, прав, рад, слух, согласен, сообщение, странно, счастлив, уверен, удивительно … Отвечают изъяснительные придаточные на вопросы падежей, части СПП связаны между собой с помощью союзных слов и союзов. 4. Закрепление. Задание. Дополните список слов, к которым могут относиться придаточные изъяснительные, имеющие значения, приведенные ниже. Составьте предложения. 1. речи: говорить (сказать, спросить, отвечать …). Мне говорили (что говорили?), будто ей нравится жить в деревне. На этом завершим наш урок и продолжим беседу о придаточных изъяснительных на следующем уроке. 5. Рефлексия. Домашнее задание. Выучить конспект. Запомнить памятку «Придаточные изъяснительные»
|