|
Фрагменты урока
Тема урока. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными предложениями. Виды подчинения. II. Оборудование и приложения. Презентация к уроку. 1. Слово учителя. На предыдущем уроке мы закрепили, обобщили «СПП», но говорили лишь о предложениях, имеющих одну придаточную и одну главную часть. Это самая распространенная форма речи. Но встречаются предложения с несколькими придаточными. Это, разумеется, более сложные предложения по своей структуре, чем те, что мы изучали. Предисловие к сегодняшнему уроку мною озвучено. Теперь сообща попытаемся сформулировать тему и задачи сегодняшнего урока. Задание проблемное. Найдите различия в подчинении. А) [Всем хотелось смотреть], (как она поёт), (как качается в соломенном кресле), (как весело разговаривает с детьми). Б) [Наступила такая тихая ночь], (что слышно), ( как в спальном районе пиликает на скрипке неизвестный музыкант). В) (Когда мы покинули станцию ), [перестал, наконец, идти дождь], (который моросил, не прекращаясь, с утра). 2. Запись опорного конспекта. Стык союзов. Пунктуация. Запятые ставятся всегда, кроме случаев, когда у второго союза имеется продолжение так, то, тем, но. Например: Я сказала ребятам, что, если погода будет хорошей, поход состоится. Сравните: Я сказала ребятам, что если погода будет хорошей, то поход состоится. Соподчинение бывает
|
неоднородным (параллельным) и однородным. При однородном придаточные должны быть одного вида, например, определительные: Когда солнышко еще не осветило верхушки сосен, когда ещё вовсю кукарекали в деревне петухи, пионеры дежурного отряда были уже готовы играть зорю. (когда), (когда), [ ]. При однородном соподчинении придаточные могут содержать при себе сочинительные союзы, запятые при этом расставляются так же, как ставятся и при однородных: Было слышно, как играло вдали пианино и пел какую-то незамысловатую песню высокий детский голос. Будьте внимательны! При таком подчинении союз может и опускаться: Если придаточные однородные распространены, т.е. уже в них есть за-пятые, выделяющие причастный, деепричастный обороты и т.д., они могут отделяться точкой с запятой: Было раннее утро, когда расцвели на лугах белые ромашки, алые маки, душистый клевер и пушистая кашка; когда запели, заголосили первые певчие птицы, когда ничто не предвещало никакой беды. Неоднородное соподчинение придаточных – такое соподчинение, при котором придаточные являются различными по значению, например, времени и места: Когда мы посетили ледовый дворец, Иван Петрович сказал, что в хоккей играют настоящие мужчины. Задание. Зная значение слова комбинировать, предположите, каким может быть подчинение? СПП могут иметь более сложную структуру. 3. Работа с учебником. Задание.
|
Сравните материал учебника с конспектом, записанным на уроке. Получили ли какую-нибудь новую информацию из прочитанного? 4. Закрепление. Задание. Определите подчинение. 1. Была минута, когда он так громко закричал, что прибежал врач из соседней палаты (последовательное). 2. Когда мне грустно, когда мне скучно, иду я к бабушке на блины (однородное). 3. Когда поезд тронулся, она, выглянув из окна, увидела, что он бежит за вагоном, смешно подпрыгивая и размахивая руками (параллельное). Задание. Запишите предложения, расставьте запятые, найдите грамматическую основу в предложениях, соотнесите с соответствующей схемой. 1. [ __ , (с. ), (с.с. ), и ]. 2. [ __ ], (с.с. __ ) и (с.с. __). 3. [ __ ], (с. __ и __). 4. [ ], (с. __ ), (с. __). 1. Было прекрасно, что они нравились друг другу, что вокруг них кипела интересная жизнь. (4) 2. Я переживал, что напрасно сорвал цветок, который хорошо смотрелся на своём месте, и бросил его. (1) 3. Товарищи сопроводили его до лагеря, где находился штаб игры «Зарница» и где была санчасть. (2) 5. Самостоятельная работа. Выполнение упр. № 200. 6. Подведение итогов урока.
|