Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при них    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Прямая речь. Косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Задания, примеры, презентация «прямая и косвенная речь».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:05) 
    Задание на расстановку знаков препинания в прямой речи. Пример:
    «Козел останется козлом», –
    Сказал Осел в минуту раздражения.
    «А ты останешься ослом», –
    Ответствовал козел без промедления.
    Мораль? Не может быть морали,
    Когда ослы собачатся с козлами.

    2. Слово учителя. Слайд 7-19. (время 0:16)    
    А. Косвенная речь, союзы косвенной речи.
    Б. Затруднения с переводом прямой речи в косвенную, правила перевода.

    3. Закрепление. Слайд 20-33. (время 0:12)
    А. Задание на преобразование прямой речи в косвенную. Пример:
    Утка бахвалилась: «Я умею и плавать, и летать,  и бегать!»
    На что мудрый филин ответил хвастунишке: «Ты не паришь в облаках подобно орлу, ты не рассекаешь течение вод стремительной рыбой, и бегаешь ты намного хуже несмышлёного жеребца. Ты все это делаешь плохо».
    Б. Задание на составление предложений с прямой и косвенной речью по схемам.
    В. Задание на исправление ошибок в прямой и косвенной речи.

    4. Закрепление. Слайд 34. (время 0:10)
    Работа с учебником.

    5. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 35. (время 0:02)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Крестьянин был зажиточный: он имел свиней и жену.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 127  Сейчас 6







Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при них

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 93.
К уроку
презентация

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Прямая и косвенная речь. Знаки препинания при них"
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Прямая и косвенная речь.
II. Оборудование и приложения. Презентация.

Проверка домашнего задания.

Задание. Расставьте  знаки препинания.
а. «Не говорите глупостей, – прошелестел в комнате голос привидения. – Чертей не бывает».
б. «Тридцать три доллара", – брякнул с ходу Тед. «Каждому, – добавил Боб и через мгновенье выпалил, – в качестве аванса».
в. Вундеркинд сказал назидательно, выплюнув пустышку: «Всякая инфляция есть волюнтаризм и ограбление народа недееспособным правительством!».  

Слово учителя.
Если чужая (другого человека) речь передаётся без изменений, – это прямая речь. В противном случае, если она передается в измененном виде словами передающего, то это косвенная речь.
Замена лица местоимения с первого на третье. Замена второго лица третьим:
Марья Ивановна спросила  Свету: «Ты выполнила упражнение?» Марья Ивановна спросила Свету, выполнила ли она

упражнение.
Иногда приходится изменять некоторые слова и их местоположение в предложении: Учитель сказал: «Если бы вы знали, сколько опытов можно провести в школьной лаборатории».   Учитель сказал, что в школьной лаборатории можно провести много опытов.
4. Кавычки в косвенной речи не ставятся: Бабушка сказала Оле, что она забыла очки.
6. В косвенных предложениях восклицательный знак не ставиться:
Мы спросили у пассажиров встречной машины, куда  они едут.

Закрепление.
Она сказала устало: «Мне нужно передохнуть». Она сказала устало, что ей нужно передохнуть.
«Куда идти?» – я спросил. Я спросил, куда идти. Врач поинтересовался: «Вы мерили температуру?»  Врач поинтересовался, мерили ли мы температуру.
Задание. Задание повышенной сложности.
Утка бахвалилась: «Я умею и плавать, и летать,  и бегать!»
На что мудрый филин ответил хвастунишке: «Ты не паришь в облаках подобно орлу, ты не рассекаешь течение вод стремительной рыбой, и бегаешь ты намного хуже несмышлёного

жеребца. Ты все это делаешь плохо».
Утка бахвалилась, что умеет и плавать, и летать,  и бегать.
На что мудрый филин ответил хвастунишке, что она не парит в облаках подобно орлу, не рассекает течение вод стремительной рыбой и бегает намного хуже несмышлёного жеребца; она все это делает плохо.
Задание. Исправьте ошибки в речи. Объясните причины этих ошибок.
Он рассказывал, что случай страшный приключился со мной, что в дороге я совсем издержался.
В отделе кадров спросили, кем я на заводе работал?
Матвей хотел узнать у дворника, что куда по ошибке они заехали?
Лена спросила у Сергея, узнал он одноклассника.
В детстве мама иногда спрашивала меня: «Кем мне хочется быть?»  Я отвечала: «что хочу быть учительницей».

Закрепление.
Упражнение 399

Рефлексия. Домашнее задание.
Упражнение 400

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.