|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Функциональные стили речи. Анализ текста. (Окончание темы) II. Оборудование и приложения. Презентация. Проверка домашнего задания. В. Что такое «стилистика»? Раздел языкознания, который изучает разнообразие стилей языка. В. Какие стилистические ошибки в нашей речи вы можете назвать? Запись опорного конспекта. Наиболее частотной ошибкой является тавтология – немотивированные повторы слов: В ВУЗе учатся студенты, которых обучает преподавательский состав, которые передают им свои знания. В. Почему в примере нет стилистических ошибок тавтологического характера? Наимудрейший мудрец, умудренный мудростью мудрых, мудро мудрил мудрую мудрость. Повтор слов не является немотивированным. Это средство выразительности ирония. Плеоназм – следующий тип ошибки, заключается в употреблении лишнего слова в словосочетании. Например, Олимпиада состоится в июне месяце. В. Где ошибка? Слово месяц лишнее, так как в
|
слове июнь заключено понятие месяца. Излюбленная ошибка руководящих деятелей – многословие – употребление слов в неопределённых, общих значениях: задача, дело, факт, вопрос: Дело об улучшении качества продукции обсуждено на заседании партсобрания фабрики «Большевик». Не следует увлекаться «избитыми выражениями» со стёртой экспрессивностью и потускневшим лексическим значением. Их называют штампами речи. Весьма нежелательно применение слов-паразитов: конечно, так сказать, понимаешь и категорически неприемлемо употребление их публичными людьми: Закрепление. Задание. Найдите стилистическую ошибку и объясните, чем она вызвана. Ученики учились вождению в течение месяца. Тавтология. Печорин прибывает на воды, здесь Печорин встречается с Грушницким и между Печориным и Грушницким происходит дуэль. Тавтология. Дорог каждый час времени. Плеоназм, так как час – есть значение времени. Памятный сувенир. Сувенир включает в себя значение памятный, плеоназм. Напишите
|
свою автобиографию. Автобиография включает в себя слово свою, плеоназм. Задача улучшения дисциплины обсуждена на пленуме. Многословие с использованием универсального слова. Бригада приняла решение произвести ремонт дороги в кратчайшие сроки. Многословие. Ср. Бригада решила отремонтировать дороги в кратчайшие сроки. Через всю повесть «Песочные часы» ярко голосит тема любви подростков. Штамп. Он, типа, честный полицейский. Слово-паразит. Шел я, значится, не к вам, а шел я, понимаешь, совсем в другую сторону. Слово-паразит. Старуха, блин, была жадная и осталась с носом. Немотивированная нелитературная лексика. Самостоятельная работа. Чтение рассказа Бориса Васильева «Великолепная шестерка». Задание. Напишите отзыв на «Великолепную шестерку». Домашнее задание. Закончите работу дома.
|