Знаки препинания в сложном предложении    

    План-конспект урока 
    

    Интонация сложного предложения

    План. Конспект. Тема. Бессоюзные (БСП) и союзные (ССП, СПП) сложные предложения; разделительные и выделительные знаки препинания; интонация конца предложения. Примеры, задания, схемы, тест, презентация к уроку «Сложное предложение. Разделительные и выделительные знаки препинания».

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени)*

    1. Предикативные части сложного предложения. Слайд 2-4. (время 0:03)
    Проверка домашнего задания. Опрос класса по пройденному материалу.

    2. Разделительные и выделительные знаки препинания. Слайд 5-19. (время 0:07)
    А. Разделительные знаки (запятая, тире, точка с запятой, тире) препинания в сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях на примерах:
    Раздалось шипение спускаемого пара, и поезд, лязгнув буферами, остановился у перрона.
    Б. Выделительные знаки (запятая, тире) препинания в сложноподчиненных предложениях на примере:
    Когда потеплеет, мы поедем на дачу.

    3. Границы предикативных частей. Слайд 20-29. (время 0:05)
    А. Задание классу на составление сложных предложений из двух простых. Пример:
    Ближний лес затих. На опушке показались первые грибы.
    Б. Задание на определение смысла предикативных частей  в сложном предложении с целью исправления допущенных ошибок. Пример:
    Раскрылись кувшинки, на пруду и в небе запели птицы. 

    4. Интонация сложного предложения. Слайд 30-36. (время 0:05)
    А. Понятие об интонации конца предложения.
    Б. Интонация конца в предложениях:
    - простых на примере:
    Разговор  завершился. Она по-прежнему пыталась что-то доказать.
    - сложных на примере:
    Разговор завершился,  однако она пыталась что-то доказать.
    Г. Фиксация паузы между частями сложного предложения.

    5. Схематическое изображение интонации в предложениях. Слайд 37-41.  (время 0:06)   
    Задание классу на расстановку знаков препинания в предложении и графическое отображение особенностей интонации. Пример:
    Надо было поспеть в поселок до заморозков, и по(тому) он торопился.

    6. Проверочная работа с взаимопроверкой . Слайд 42-43. (время 0:06)   
    Задание классу на определение способа связи в сложных предложениях.

    7. Тест «Сложные предложения». Слайд 44. (время 0:10)   
    Выполнение учащимися теста и тестовых заданий «Знаки препинания в сложных предложениях»

    8. Рефлексия. Домашнее задание.  Слайд 45.  (время 0:03)   
    Запись учащимися домашнего задания.

    * Результаты хронометража учебного времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Чацкий был очень умный, а от ума все горе.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 397  Сейчас 7







Знаки препинания в сложном предложении

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 14.
К уроку
презентация с элементами аудио,
задание "способы связи в сложных предложениях",
тест "сложные предложения" (2 варианта),
ответы к тесту

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Знаки препинания в сложном предложении"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-03-07

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Знаки препинания в сложном предложении"



Класс        Фамилия 
                           Вариант 0

Понятие о сложном предложении. Союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания.

Часть А

А1. Укажите сложное предложение.
1) Черная туча, повисшая на востоке, боролась с торжеством летнего утра.
2) Околдованный необычными звуками леса, он открыл глаза.
3) Солнце, склоняясь к закату, принимало красноватый свет.
4) Солнце ещё не взошло, но небо на востоке уже окрасилось розовым цветом.

А2. Укажите сложное союзное предложение.
1) Третьи сутки не утихала буря, и на корабле сорвало мачты и паруса.
2) Сумрак беседки, шаги по песку, тихий смех — всё вдруг представилось ему.
3) Узкая дорога обрывалась то в песчаные ямы, то в непроходимые болота.
4) Горы, освещённые робкими ещё лучами солнца, туманились в нежной дымке.

АЗ. Укажите предложение с разделительным знаком препинания.
1) Дом, который стоял на берегу, принадлежал старому бакенщику.
2) Солнце, ярко сверкавшее над степью, заволокло тучами.
3) Каждый день, часов в девять вечера, к нам приходят гости.
4) Ямщик гикнул, и лошади понесли.

А4. Укажите предложение с выделительным знаком препинания.
1) Дед был прав: к вечеру пришла гроза.
2) Наступила ночь, и в лагере пришла тишина.
3) Рассказы его опьяняли, как терпкое вино.
4) Я надеялся, что эта история скоро забудется.

А5. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Я с жадностью (1) читаю Тургенева (2) и удивляюсь (3) как у него всё понятно (4) просто (5) и по-осеннему прозрачно.
1) 1,2,5          2) 3,4          3) 2,3,5          4) 1,4

Часть В

В1. Выпишите из предложения грамматические основы.
Пойми, что рядом с личностью человек развивается.

В2. Какие знаки употреблены в предложении — выделительные или разделительные? Ответ запишите.
Лунный свет, падавший на солому  сквозь прорехи на крыше, казался таинственным и холодным.

Часть С
С1. Расскажите о  разделительных и выделительных знаках препинания.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Тема. Разделительные и выделительные знаки препинания в сложных предложениях.
Содержание. Бессоюзные (БСП) и союзные (ССП, СПП) предложения; знаки препинания: выделительные, разделительные; интонация конца предложения. Примеры, задания, схемы, тест, презентация к уроку «знаки препинания в сложном предложении».
1. Границы предикативных частей.
Задание. Прочитайте стихотворение «Кисель варят…», соблюдая поставленные знаки препинания.
В. Границы простых предложений в тексте определены правильно? Нет.
В. Подумайте, в чём заключается абсурдность? Получилась бессмыслица.
В. С какой целью автор это сделал? Ради шутки, чтоб заставить задуматься над смысловой связью слов в предложении.
В. Какой вывод можно сделать, читая стихотворение?
Расставляя знаки препинания нужно учитывать как смысловую так и грамматическую связь между словами в предложении.
В. Что соединяет предикативные части БСП?
1) смысл; 2) интонация.
В. А части ССП?
1) сочинительные союзы; 2) смысл; 3) интонация
В. Предикативные части СПП могут соединяться союзными словами и подчинительными союзами? Да
2. Разделительные и выделительные знаки

препинания в сложном предложении.
Задание. Из приведенных ниже простых предложений образуйте, подобрав подходящее средство связи, сложное. Составьте схемы предложений.
1. Ближний лес затих. На опушке показались первые грибы.
2. Я навсегда запомнил это утро. Утром я впервые увидел ее.
3. Умная мысль кратка. Мудрости в краткой мысли на целый трактат.
4. Скалы обрываются в пропасть. Пропасть представляется бездонной
Задание. Определите смысл предикативных частей в предложении и исправьте ошибки, переставив знаки препинания.
Раскрылись кувшинки, на пруду и в небе запели птицы. Стояла морозная снежная зима, за окном дома зацвел мой любимый цветок-огонёк. Дети притихли: с испуганными лицами чашки упали на пол. Колька покраснел: от стыда учитель корил его за невыполненное домашнее задание.
3. Интонация сложного предложения.
Все предложения: простое и сложное, односоставное и двусоставное, полное и неполное имеют интонацию конца предложения: понижением голоса к концу. Сравните по интонации:
1. Разговор завершился (простое предложение).
2. Она по-прежнему пыталась что-то доказать (простое предложение).
3. Разговор завершился, однако она

пыталась что-то доказать (сложное предложение).
К концу предложения мы понижаем голос. Это характерно для любого предложения. Предложение простое, входящее в состав СП, теряет интонацию завершённости, которая реализуется единожды, но уже сложным предложением. Однако, при этом, фиксируется пауза между ее предикативными частями.
4. Практическая работа.
Задание. Запишите предложения, раскройте скобки, составьте схемы. Особенности интонации покажите графически.
1) Надо было поспеть в поселок до заморозков() и по(тому) он торопился.
2) На всем протяжении улицы загорелись фонари() и в окнах близлежащих домов заиграли огоньки.
3) Спортсмен поднял над головой олимпийский факел() который ему передали() и побежал к стадиону.
4) (Не)скоше()ая трава так пахуча() что привычки кружит(ь)ся голова.
5. Работа с учебником или проверочная работа
Выполнение упр. № 64 или проверочной работы.
6. Рефлексия. Домашнее задание.
Упр. № 66.

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.