|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Один день в городе Калинове… II. Цель урока. Анализ образов обывателей города. III. Оборудование урока. Репродукции картин Левитана. IV. Ход урока. Проверка домашнего задания. Творчество учеников. А вот, каким увидела город Калинов моя ученица Лена Матевосян. Город как город / Таких очень много. / Сплетни да слухи, / Бульвар да дорога. / Чудные виды / Ночная прохлада. / Пары влюблённых / Гуляют по саду / И по бульвару. / Прогулки, беседы. / Счастливые лица, / Немыслимы беды. В. Какой принцип в систему действующих персонажей положен автором в пьесе? Принцип говорящих фамилий. В. Дайте определение соотносительно «говорящим» именам и фамилиям героев пьесы. Марфа (греч.) – «хозяйка», «госпожа»; Савёл Дикой – дикость; КабанОва – кабан; Катерина (греч.) – «чистота», «благопристойность», «непорочность»; Варвара (греч.) – «чужеземная», «грубая», «варвар»; Кулигин – Кулибина; Феклуша – клуша. Слово учителя. Написанию пьесы «Гроза» предшествовало путешествие автора в верховьях Волги в течение двух лет, 1856-1857 годов. По Волге проходили расшивы, издали были слышны очаровательные звуки. И не было этой песне конца. А на противоположном берегу Волги было два села. Итогом пятидневного путешествия
|
стали шедевры творчества Островского, драмы «Гроза» и «Снегурочка». Насилие и необузданный произвол властвуют в изображаемом Островским городе Калинове, городе, олицетворявшем всю Россию. Драматурга во время путешествия по Волге поразил контраст между красотой природы и людской жестокостью, сосуществующей с этой красотой. Город Калинов, в котором разворачивается действие, придумал сам Островский. Произвол, властвующий в семейном быту и общественных отношениях, калечит, обезволивает Тихона, приучает к обману Варвару, обрекает на прозябание талантливого самоучку Кулигина, ведёт к гибели Катерину. В. Какую роль играет пейзаж в драме? Что вы увидели бы, оказавшись в этом приволжском городе? Берег реки Волги. На берегу огромный сад. Сюда приходит Кулигин – часовщик-самоучка любуется Волгой и не может налюбоваться. А за спиной его Калинов – город заборов, высоких заборов, за которыми слышен свирепый лай спущенных цепных псов и льются никому не видимые и не слышимые слёзы. Любую светлую мысль, порыв души, луч света здесь стараются затоптать, погасить. А главное, из этого душного общества невозможно вырваться, всякая светлая душа обречена здесь на страдание, даже кровное родство не спасает от порабощения. Бесчинства, творящиеся в домах, скрыты за высокими
|
заборами. И заборы эти бесконечны! Беседа. В. Как представляете себе героев пьесы, каковы их внешность, манера поведения, речь? В. На чём зиждется самодурство Савела Дикого и подобных ему людей? В. Какими вы видите обывателей города, что узнали о «хозяевах жизни»? В. Какова Марфа Кабанова? Первая её характеристика звучит в пьесе? Оправдывается ли она в явлении 5? В. По словам Кабанихи, на каких фундаментальных основах должна строиться семья и семейная жизнь? В. Как особенности речи Кабанихи связаны с её характером и жизненной позицией? В. Каково отношение Тихона и Варвары к Кабанихе, её поручениям? Характеристика второстепенных персонажей. В. Озвучьте жизненную позицию Кулигина? Как по-вашему, это тоже «говорящая» фамилия? В. Каковы же Тихон и Варвара? В. Кто есть Феклуша? Первое впечатление, какое она произвела на вас? В. Что же такое «темное царство»? Домашнее задание. Напишите письмо о своём пребывании в городе Калинове, можно в любом жанре, включая фельетон и репортаж.
|