2. Деепричастие совершенного вида. Слайд 3-6. (время 0:06)
Виды деепричастий совершенного вида на примерах: Давно покинув отчий дом, скитался он по землям неведомым. Распластав свои неокрепшие крылья, журавленок смело полетел на юг. Она повела метлой, подняв клубы пыли.
3. Суффиксы деепричастий совершенного вида. Слайд 7-10. (время 0:10)
А. -в-: пригрозив, разыграв
-вши-: обрадовавшись, разыгравшись, умывшись
-ши-: принесши, увлекшись
-а-, -я-: пройдя, уйдя; услыша, прочтя, поруша
Б. Правило правописания гласных перед суффиксами на примерах: ви́деть – ви́девший (прич.) – ви́дев, ви́девши; посеять – посе́явший (прич.) – посе́яв – посе́явши
4. Ошибки при употреблении деепричастий. Слайд 11-16. (время 0:05)
Примеры ошибок в употреблении формы: Решая задачи учебника и увеличив время занятий, я готовился к экзаменам – к сказуемому относятся деепричастия разных видов. Подойдя к школе, у мамы вырвало зонт – действие приложено к различным объектам. Сильно простудившись, нам нездоровилось – применение деепричастия в безличном предложении.
5. Закрепление. Слайд 17. (время 0:05)
Выполнение учениками заданий, выданных на листах.
6. Правописание НЕ с деепричастиями. Слайд 18-25. (время 0:07)
Правило слитного написания НЕ с деепричастиями на примерах:
А. негодуя, ненавидя, невзлюбив
Б. недоделав, недооценивая, недосыпая
В. Разбор трудных случаев с приставкой недо-: недоедая и не доедая имеют различный смысл.
Г. Разбор случаев одинаково звучащих деепричастий, предлогов и союзов на примерах: Не смотря под ноги, он нехотя брёл в школу. Несмотря на оттепель, лед держался стойко. Погода стояла ране-осенняя, несмотря на то что календарь показывал середину декабря.
7. Закрепление. Слайд 26. (время 0:05)
Задание учащимся на определение частей речи
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.