Указательные слова в сложноподчиненном предложении.
План. Конспект. Тема. Указательные слова и союзы. Примеры предложений с указательным словом, задания, схемы, таблица, презентация «роль указательных слов в сложноподчиненном предложении»
План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)
1. Проверка домашнего задания. Слайд 1-6. (время 0:04)
Опрос по пройденному материалу:
А. Союзы омонимичные союзным словам.
Б. Логическое ударение: в каком случае что и как могут быть союзным словом, пример: Наш учитель химии сам решит, что ему делать. Лаборант всегда знает, как ему поступить
В. Определение учащимися союзов и союзных слов в предложениях, заданных учителем.
Выполнение учащимися заданий на пройденные темы.
2. Слово учителя. Слайд 7. (время 0:01)
А. Вводное слово учителя перед просмотром видеоурока.
Б. Самостоятельное определение учащимися темы урока.
3. Указательные слова в сложноподчиненном предложении. Слайд 8-34. (время 0:15)
А. Роль указательных слов на примере: Пойди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что.
Б. Указательные слова как признак существования придаточной части на примерах: Для всех было очевидно то… Отряду было приказано выдвигаться тогда….
В. Указательные местоимения.
Местоимения как указательные слова: Это тот человек, который будет сопровождать вас в вашем путешествии.
Г. Указательные наречия.
Наречия как указательные слова: Он покинет вас тогда, когда нужда в нем отпадет полностью.
Д. Нормы употребления указательных слов, примеры:
Употребление не обязательно: Это тот специалист, который всецело проанализирует суть проблемы.
Употребление обязательно: Забытая книга нашлась не там, где предполагалось.
Е. Первая часть составного союза как указательное слово, пример: Он пропустил занятия, потому что участвовал в олимпиаде школьников.
Он пропустил занятия потому, что участвовал в олимпиаде школьников.
Ж. Частицы и вводные слова как «подсказка» к указательному слову. Примеры: Он посещал выставки только для того, чтобы подобрать картины для коллекции.
Он посещал выставки и для того, чтобы подобрать картины для коллекции.
4. Запись опорного конспекта. Слайд 41-43. (время 0:13)
Запись учащимися конспекта, по просмотренному видеоуроку.
5. Схематическое отображение сложносочиненных предложений с указательным словом. Слайд 41-43. (время 0:04)
Составление учащимися схем СПП с указательным словом в главной части по предложениям, заданным учителем.
6. Закрепление. Слайд 44-50. (время 0:05)
Задания классу на нахождение ошибок в употреблении указательных слов и расстановке знаков препинания в СПП. Пример: О том, что он поедет в «Артек» сомнений не было ни у кого.
* Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.