Подчинительные союзы и союзные слова    

    План-конспект урока 
    

    Союзы и союзные слова

    План. Конспект. Тема.  Понятие союзного слова, союзные слова и подчинительные союзы в СПП. Задания, таблица «производные союзы» примеры, тест «Сложноподчинённое предложение», презентация «Союзные слова и союзы»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2-5. (время 0:04)
    А. Опрос по пройденной теме: отличие и сходство сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; место и способы прикрепления придаточных; знаки препинания в СПП.
    Б. Выполнение учащимися проверочной работы по домашнему заданию.

    2. Слово учителя. Слайд 6. (время 0:01)
    Вступительное слово учителя перед просмотром видеоурока по теме.

    3. Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Слайд 7-39. (время 0:15)
    А. Подчинительные союзы на примерах:
    Мы передвигались осторожно, потому что опасались провалиться невидимую во тьме колдобину.
    На улице что-то громыхало и тарахтело, хотя до рассвета еще было далеко.
    Б. Простые и составные союзы на примерах:
    Если не относится к учебе добросовестно, то учеба не будет в радость.
    Я знаю, что логика городской девушки не подвластна разумению сельского жителя.
    Г. Союзные слова в СПП на примерах:
    Я не представляю, куда можно скрыться от навязчивого сервиса уличных торговцев.
    Наконец мы попали в серпентарий, о котором столько писалось в городской газете.
    Д. Пять советов «Как отличить союзные слова от союзов»

    4. Самостоятельная работа. Слайд 40. (время 0:05)
    Составление учащимися таблицы «Отличие союзов от союзных слов»

    5. Структура сложноподчиненных предложений. Слайд 41-43. (время 0:07)
    А. Задание учащимся на: 
    объяснение орфограмм; составление схем предложений; определение способа прикрепления придаточного.
    Пример предложения: Мои воспоминания часто приводили меня туда, где пролетели мои юные годы.
    Б. Задание учащимся на  составление предложений по схемам
    Пример схемы:  [там.., (где...), ...].
    В. Задание учащимся на  составление схемы предложений.
    Пример предложения: Цену чистой воды мы осознаем тогда, когда испытываем жажду, а ларька с водой или питьевого фонтанчика рядом нет.
    Г. Схематический восстановительный диктант.
    Д. Цифровой диктант.

    6. Проверочная работа. Слайд 44. (время 0:10)
    Выполнение классом проверочной работы «Понятие о сложноподчинённом предложении».

    7. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 45.  (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Душа Татьяны полна любви и ждёт не дождётся, как бы обдать ею кого-нибудь.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 178  Сейчас 5







Подчинительные союзы и союзные слова

Урок русского языка в 9 классе.
Урок 28.
К уроку
презентация
тест (2 варианта)
ответы к тесту

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Подчинительные союзы и союзные слова"
скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2018-05-03

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Подчинительные союзы и союзные слова"



Класс        Фамилия 

Вариант 0

Сложноподчинённое предложение

Часть А

Найдите:
1. сложноподчинённое предложение.
1) Он почувствовал, как прокрался мимо затемненного балкона.
2) ОН шел быстро, и ему было тепло.
3) К утру буря улеглась, и снова стало тихо.
4) Он вспомнил это, и его осенило.

2. сложноподчинённое предложение с придаточным перед главным
1) Пока есть на земле добрые люди, зло не властвует над душами.
2) Я не потребую безоговорочного подчинения, если у меня возникнут сомнения.
3) Она настороженно застыла на месте, как камышовая кошка перед прыжком.
4) Леонид еще не проснулся, когда отряд уже выступил в поход.

З. пунктуационную ошибку.
1) Когда закрылась дверь в прихожую, он беззвучно шмыгнул в чулан.
2) Старуха-попутчица, хотя её просили этого не делать закрыла окна.
3) Не знаю, рискнул ли бы я перейти эту реку вброд.
4) Мы не знали, что делать дальше.

4. сложноподчинённое предложение с союзным  словом.
1) Пока переходил реку, они скрылись за кустами.
2) Он молча пожал ему руку, чтобы выразить солидарность.
3) На самолет мы опоздали, так как дорогу не восстановили к утру.
4) Он сложил в сундук вещи, которые решил не брать с собой.

5. Укажите вариант предложения, в котором нарушена синтаксическая норма.
1) Утром у реки можно увидеть любопытную картину, которая протекает вдоль луга.
2) Возвращаясь обратно, я попал неожиданно под проливной дождь.
3) Разные по характеру герои, которых изобразил автор, волновали моё воображение.
4) Остановившись у избы, которая показалась ей богаче других, Ольга стала просить милостыню.

Часть В

1. Выпишите из предложения грамматические основы.
Стало холоднее, потому что наступила ночь.

2. Выпишите из предложения союзное слово.
Мы наконец-то увидели тот дом, что одиноко возвышался на берегу реки.

Часть С

1. Какое различие между союзными словами и союзами. Приведите примеры.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Сложноподчиненное предложение. Понятие союзного слова.
Содержание.  Союзные слова и союзы в СПП. Задания, примеры, таблица, тест «Сложноподчинённое предложение», презентация «Союзные слова. Практикум»
Проверка домашнего задания.
В. Как прикрепляются придаточные?
С помощью: а. подчинительных союзов; б. союзных слов;  в. интонации.
В. Место, занимаемое придаточным? 
Они подвижны, чаще всего могут занимать любое место..
В. Какова функция знаков препинания в СПП?
Знаки препинания выполняют разделительную функцию.
Видеоурок «Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении».
Просмотрите видеоурок на тему сегодняшнего урока.
Структура СПП.
Задание. Запишите предложения, объясните орфограммы, представьте схем СПП; определите способ прикрепления.
а) Многие могут (в)слепую играть в шахматы, что (не)возможно для начинающих.
б) Я догадался,

что он (н…)когда (н…)признается в этом.
в) Мои воспоминания часто приводили меня туда, где пролетели мои юные годы.
Схемы предложений:
а) [ ], (что...);
б) [ ], что ( );
в) [...туда], (где...).
Задание. Составьте предложения:
а) [ ], (которые...). б) [ ], (когда...)?
в) [там.., (где...), ...].  г) чтобы ( ), [ ].
Примеры предложений:
а) Как прекрасны полевые цветы, которые посыпаются с утренними лучами солнца.
б) Бывали ли вы в  лесу осенью, когда шуршит листва под ногами и воздух наполнен таинством увядающего дыхания?
в) Там, где тропа сворачивает  к лесу, опять показался загадочный старичок.
г) Чтобы успеть увидеть цветущую сакуру, японцы не спят ночь.
Задание. Составьте схемы.
1. Цену чистой воды мы осознаем тогда, когда испытываем жажду, а ларька с водой или питьевого фонтанчика рядом нет. 2. Чтобы быть успешным человеком, надо много работать. 3. Как-то сложилось так, что я не особо задумывался о близких людях, пока они были рядом. 4. Боль утраты стала

невыносимой, когда они ушли из жизни. 5. Блаженство, когда знойным днем с реки потянет влагой. 6. Это была не та личность, которую я ожидал увидеть в этом богато обставленном кабинете. 7. Бывают фильмы, которые забываются сразу после просмотра.
Цифровой диктант.
Задание. ССП или СПП?
1. Я заметил, как у пролеска мелькнула черная тень и скрылась в овраге. (СПП)
2. Парк, обласканный весенним солнцем, оживал, и молодые листья, словно изумруды, засверкали на ветвях. (ССП)
3. Было прохладно и тихо, и тени от мрачных башен покоились, как в засаде, на земле. (ССП)
4. Жара была такой изнурительной, что вороны, понурясь, присели на ветках. (СПП)
Проверочная работа (прилагается).
Выполните задания, выданные вам на листах.
Задание на дом.
Упр. 85, 88.

Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): Надежда
Дата: 2020-10-25

Спасибо огромное!!!!

Комментарий добавил(а): Элена
Дата: 2022-11-17

Большое спасибо за уроки!

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.