|
Фрагменты урока
Тема. Указательные слова в СПП. Содержание. Указательные местоимения, указательные наречия. Схемы, таблица, примеры, задания, презентация «роль указательных слов» 1. Проверка домашнего задания. В. Назовите союзы омонимичные союзным словам. Что, когда, как. Текст. Наш учитель химии сам решит, как ему проводить уроки. Лаборант представляет, что ему предстоит сделать. В. В каком случае что и как может быть союзом или союзным словом? Если на что и как падает логическое ударение, т.е. имеется ввиду чтО именно и кАк именно, то что и как союзные слова, в противном случае – союзы. В. Почему что и как в приведенном предложении – союзы, ведь их нельзя опустить, а это свойство присуще союзным словам? Союз иногда можно опустить, т.е., как в нашем случае, не всегда. В. Докажите, что что в следующем предложении союз: И по всему селу ходила молва, что он необычный человек, может быть, даже колдун. Что можно опустить без ущерба смыслу предложения. В. Обязательны ли оба компонента составного союза, компоненты которого находятся в разных частях СПП? Не всегда, иногда второй компонент можно опустить.
|
2. Роль указательных слов. Вспомним: в определении сложноподчиненного предложения говорится, что части СПП связаны между собой с помощью интонации, союзов, союзных и указательных слов. Интонацию (логическое ударение) в СПП, а так же союзы и союзные слова мы рассмотрели на предыдущих уроках. А сейчас ожидает нашего просмотра видеоурок на тему… В. Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? 3. Указательные слова в сложноподчиненном предложении. Просмотрите видеоурок. Затем мы законспектируем наиболее значимые для нас выдержки из видеоурока и продолжим нашу беседу. 4. Указательные местоимения и наречия. Стоит ли зазубривать перечисленные в видеоуроке ряды указательных слов. Разумеется, нет. Они легко определяются по контексту. Например, Он, бывало, не замечает бревна там, где с легкостью находит иголку. Надо лишь запомнить следующее: -Указательными словами могут быть местоимения или наречия: Он мечтал попасть туда, где солнце, воздух и вода. Не будет счастлив тот, кто прожигает жизнь без всяческих забот. -Составные союзы в зависимости от коммуникативной задачи могут расчленяться Он
|
играл с воодушевлением, потому что любил музыку. Он играл с воодушевлением потому, что любил музыку. -Составные союзы расчленяются и при употреблении дополнительных слов: Она удивилась лишь потому, что не ожидала этого. Она удивилась, может быть, потому, что не ожидала этого. Она обрадовалась не потому, что не ожидала этого. Она обрадовалась и потому, что не ожидала этого. 5. Употребление указательных слов. Задание. Найдите ошибки при применении указательных слов и расстановке знаков препинания. 1. О том, что он поедет в «Артек» никто не сомневался. 2. Я желаю разъяснить о том, как я представляю свою деятельность на этом посту. 3. Я доложу вам все, что происходит у нас в поликлинике. 4. Не надо контролировать тот кто ходит этой дорогой каждый день. 5. Сам его приход означает о том, что он тянется к знаниям. 6. Рефлексия. Домашнее задание. Выучить конспект. Подготовиться к словарному диктанту №5.
|