|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Составное именное сказуемое. II. Приложения и оборудование. Презентация. Опрос. Задание. а. Выпишите грамматическую основу из представленных предложений. б. Выделите и определите, чем выражено сказуемое. в. Определите вид сказуемого. Текст. Никто не смог утром выйти из посёлка /вспомогательный глагол + глагол в н.ф. – СГС/. Ветер было стих к вечеру, да не надолго. /Модальная частица + спрягаемый глагол – ПГС/. Ночью метель была ужасная /глагол + именная часть – ?/. /Глагол + именная часть = ?/ называется составным именным сказуемым.. В. В чем отличие ПГС от СГС? В. Определите роль вспомогательных слов в СГС, чем они выражены. В. Что это такое нулевая связка? Назовите случаи ее применения. В. Вспомните слова, применяемые как вспомогательные. Запись опорного конспекта с элементами беседы. 1. Работа не закончена. (краткая форма причастия.).
|
2. Борис сидел на дорожке бледный. (гл. + прил.). 3. Деревья покрылись инеем. (гл. + сущ.). 4. Мама пришла усталая. (гл. + прил.). 5. Совсем стал седой наш дедушка (гл. + прил.). 6. Подарок оказался для нее сюрпризом. (гл. + сущ.). 7. Ей платье впору будет. (гл. + наречие). 8. Петр Васильевич был лет тридцати. (гл. + сущ. + числительное, т.е. словосочетание). Задание. Подпишите в сказуемом части речи. В. Исходя из нашей беседы, какое сказуемое мы сегодня будем изучать? Или кратко - СИС. Так звучит тема нашего урока. В. А как мы озвучим цель урока? Знакомство с СИС, ее именной частью и чем она может выражаться. В. Ознакомьтесь с правилом в учебнике. Закрепление. Слайд 12, ЛКП – ответ. Задание (ученики работают парами). Укажите вид сказуемого. Елена была на выставке (ПГС). Юниор будет выдающим гроссмейстером (СИС). Он будет играть на гитаре (ПГС). У Елены был хулиганистый кот (СИС). Диктант (или слайд).
|
Распределите сказуемые согласно нумерации в соответствующие колонки - ПГС, СГС, СИC. (1) Они рады были с ним подружиться. (2) Хозяин поднялся, сильно толкнул дверь. (3) Вольдемар начал нервно озираться. (4) Каждая книга его – событие. (5) Яков Абрамович был еще тот хитрец. (6) Он с малых лет был недоверчив. (7) Эффективнейшим средством воспитания остается слово. (8) Радость созидания несравнима с другими человеческими чувствами. Творческая работа. Составьте 2-3 предложения с СИС на тему «Ноябрь», подчеркните сказуемые. Рефлексия. Домашнее задание. Выучите правило на странице 54. Дифференциальное задание: 1 группа: придумайте 4 предложения с СИС. 2 группа: придумайте 4 предложения с СГС.
|