Употребление гласных после ц.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Гласные после Ц. И, Ы после Ц; О и Е после Ц; Э, Ю, Я после Ц. Правило, примеры, задания, проверочная работа, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания.  Слайд 2.  (время 0:04)
    По упражнению заданного на дом.

    2. Словарный диктант №3. Слайд 3. (время 0:04)
    Написание под диктовку словарных слов.

    3. Запись опорного конспекта. Слайд 4-10. (время 0:13)
    А. буквы э, ю, я  после ц.
    Б. Буквы и и ы после  ц
    в корнях слов на примерах цифра, аукцион, цикада;
    в существительных на  -ция: конституция, милиция;
    в притяжательных прилагательных:  сестрицын, Царицыно;
    в окончаниях прилагательных и существительных: белолицый, страницы, куцый;
    в фамилиях: Арцыбашев, Вицын и Вицин.
    В. Зависимость написания буквы о и е после ц от ударения: танцор, но танцевать.   
    Г. Исключениями из правил.

    4. Тренировочные упражнения. Слайд 11-12. (время 0:04)
    Запись под диктовку слов с применением правил написания гласных после ц.

    5. Словарная работа. Слайд 13. (время 0:03)
    Запись нескольких словарных слов, прозвучавших на уроке.

    6. Проверочная работа. Слайд 14. (время 0:15)
    Проверочная работа по материалам предыдущего урока.

    7. Домашнее задание. Слайд 15. (время 0:02)

     

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Корова - это большое животное с четырьмя ногами по углам.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 37  Сейчас 4







Употребление гласных после ц.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 18.
К уроку
презентация
проверочная работа
словарные диктанты за 10-11 классы

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Употребление гласных после ц."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-11-08

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Употребление гласных после ц."



Класс    Фамилия

0 вариант

ЗАДАНИЕ.  Выделите морфему, в котором находится орфограмма; вставьте букву.

Ш_фер, крыж_вник, ш_коладный набор, щ_тка, ш_ссейная дорога, ж_кей, деш_вая распродажа, щ_ки, щ_лкать, прич_ска, ж_сткий диван, ш_в, ц_кольный этаж, ш_ссе, сраж_нный, ч_рточка, луж_к, расч_т, неч_тные числа, выч_ркивать, щ_лковая ткань, ч_рствый, буржуазный ш_винизм, тяж_лый, орош_нный, прекращ_н, деш_вка, отсч_т, языч_к, ш_рник, ш_ковая терапия, ш_у, щ_лкать, копч_ность, туш_нка, упрощ_нный, зайч_нок, ш_винист, бахч_вые плантации, ч_боты, прыж_к, ч_порный, тяж_лая работа ч_кнутый, ж_лтый песок, щ_лочно-кислотный, реш_тчатые окна, рож_к, городские труш_бы, волч_нок, жж_ный хлеб, дириж_р, сапож_к, плющ_м, стиш_к распаш_нка, ж_нглерский трюк, витраж_м, цифровые расч_ты, кляч_нка, проч_санный лес, грош_вый, кош_лка с провизией, хвощ_вый, бутылки с крюш_ном, свеж_, горяч_, щ_голь, выкорч_вывать, обожж_нные морозом ш_ки, затуш_вка, поразвлеч_шься, трещ_тка, обреч_нный, холщ_вый, пш_нная крупа, крюч_к, тяж_лый панцирь, напряж_нность, прируч_нный, уч_ный, крыж_вник, толч_ный, многоковш_вый экскаватор, сверч_к, ш_тландский отч_тливый, руч_нка, ч_рный замысел, чуж_й, ухаж_р, воротнич_к, пош_л, ч_рканный, изж_га, ж_лоб, ж_лчный, ч_ткий, роднич_к, колпач_к, ч_ткость, снеж_к, ч_рный, ж_ваный, ж_нушка, ж_кей, ж_нглер, ж_р, ч_боты, внуч_к, ч_рствый, клоч_к, ч_каться, ч_порность, ч_ртово колесо, шестисотсвеч_вая лампа, ш_коладный цвет, маж_рный ряд, ноч_вка в горах, ч_боты, ч_порный вид, нач_тчик, ч_рствый хлеб, Баренц_во море, расч_тливый сосед, зажигательная чеч_тка, ж_лчная реплика, прируч_нный, реш_нный, замещ_нный, молодож_ны.

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Употребление гласных после ц.
II. Оборудование и приложения. Проверочная работа, презентация.

Проверка домашнего задания.
Упражнение №114.
В корне
желчь, жженка, жеваный, жерло, желудь, зачет, капюшон, молодожен, мажорный, пшенка, пощечина, чечетка, челка, шоколад, щеголь, шорты
В суффиксе
береженый, бычок, боржоми, глянцевый,  вощеный, дирижер, мощеный, верблюжонок, кочевка, бельчонок, сгущенка, распашонка, лавчонка, общо, грошовый, облучок, освеженный, мышонок, кумачовый, затушевывать, врачевать, сушеный, трещотка, кабачок, нагишом, ножовка, трущоба, кочевка
В окончании
рыльце, бельецо, калачом, витражом, врачом,  харчо, каланчой, кличем, лещом

Словарный диктант №3.
артиллерия, безапелляционный, архаизм, батальон, асессор, барокко асимметрия, балласт,  ассамблея, баллон, атолл, бархат, аттестат, безалаберный, балл (отметка), аудитория, бадминтон, базар, баллада, барельеф, баррикада, бассейн, аттракцион, батискаф, без вести (пропасть)

Запись опорного конспекта.
После ц,  как и после шипящих, буквы э, ю, я обычно не пишутся. Они употребляются лишь в фамилиях, именах, и географических названиях. Например: Цюрих, Цявловский, Коцюбинский, Цюрупинск…
1. В корнях, несмотря на твёрдое произношение, после ц пишется и: цифра, аукцион, цикада, цирк, циркуль, панцирь. Исключения: на цыпочках, цыплёнок, цыган, цыц, цыкнуть (междометие), а также во всех производных от этих слов.
2. В существительных на  -ция  пишем  и. Например: конституция, милиция, секция, лекция.
3. В притяжательных прилагательных пишем ы:  сестрицын, куницын, Царицыно.
4. В окончаниях прилагательных и существительных пишется ы: белолицый, страницы, куцый, молодцы.
5. В фамилиях возможно написание как и, так и ы: Арцыбашев, Вицын и Вицин, Ельцин, Солженицын.
Буквы о и е после ц
Зависит от ударения. Под ударением – о, без ударния – е. После ц буква ё не пишется. Например: танцор, но танцевать, облицовка, но облицевать.
Исключениями являются: герцог, цокотуха, палаццо (дворец в Италии), скерцо,

меццо-сопрано (высокий женский голос).

Тренировочные упражнения.
Выцыганить, Птицын, зацыкать, цыган, цыканье, бацилла, биостанция, вакцинация, биоцикл, вариация, дирекция, цыплёночек, кассация, Квитанция, Курицын, квалификация, лекция, цивилизованный, цивильный, цигейка, на цыпочках, цикада, цикл, циклоп, цыпки, цикорий, циничный, цирк, цирконий, циркулировать, цитата, цитировать, цитрусовый, цифра, цыганочка, цыплятница.

Словарная работа.
Вальцевать (технологическая операция).
Моцион  (от лат. motio – движение).
Цитадель (англ. The Citadel – гигантское здание)

Проверочная работа по материалам предыдущих уроков.
Проверочная работа /прилагается/ или Упражнение № 115.

Домашнее задание
Упражнение 117.
Задание на неделю: подготовиться к проверочной работе №3 (словообразование и ударение)

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.