Употребление разделительного ъ и ь знаков.    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Мягкий знак, твердый знак. Разделительный ь ъ, их правописание. Правило, примеры, задания, проверочная работа, презентация «Ь знак. Ъ знак»

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 1-2. (время 0:10)
    А. Проверочная работа «Словообразование и ударение»
    Б. Проверочная работа «Приставки ПРЕ-, ПРИ-»

    2. Слово учителя. Слайд 3-14. (время 0:06)
    А. Функции Ь, Ъ .
    Б. История происхождения Ь, Ъ.
    В. Словарная работа.
    Г. Редуцированные гласные ять, фита, ижица, i десятичное.
    Д. Самостоятельное формулирование темы урока «разделительный Ъ, Ь» учащимися.

    3. Теория /опорный конспект/. Слайд 15-25. (время 0:20)
    А. Разделительный Ъ, правописание, примеры: съезд, двухъярусный, объект.
    Б. Случаи, когда разделительный Ъ не употребляется на примерах детясли, дезинформация, контрудар.
    В. Разделительный Ь, правило правописания, примеры: пьеса, воробьи, бульон, пятьдесят, медвежья услуга.
    Г. Ь в притяжательных прилагательных:  лисьего воротника.

    4. Закрепление. Слайд 26-27. (время 0:06)
    Запись слов под диктовку с целью закрепления материала.

    5. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд 28. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


Таким образом, Печорин овладел Бэлой, а Казбич - Каракезом.

Из школьных сочинений.






Статистика посещений
   Сегодня 1084  Сейчас 73







Употребление разделительного ъ и ь знаков.

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 27.
К уроку
презентация
проверочная работа (2 варианта)
формообразование и ударение

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Употребление разделительного ъ  и  ь  знаков."
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-12-13

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Употребление разделительного ъ и ь знаков."



Класс   Фамилия

Вариант 0

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Задание. Для каждого слова напишите синоним (синоним нужен для быстрой замены и, следовательно, проверки правильности выбранного значения)

Слово

Синоним

Слово

Синоним

прибывать
приходящий
призирать
придел
приступить
притворить
придать
преемник
приклонить

приезжать

пребывать
преходящий
презирать
предел
преступить
претворить
предать
приемник
преклонить

находиться

Задание. Вставьте пропущенные буквы
беспр_станный шум, пр_балтийский, беспр_дельный простор, непр_ложный факт, пр_бить, пр_брежный, пр_цедент, пр_школьный, пр_быть на вокзал, непр_миримый, пр_амбула, пр_вет, пр_вилегия, пр_винтитъ, пр_вокзальный, пр_плыть, пр_пона, пр_вратить,  пр_бежать,пр_встать, пр_гвоздить, пр_гнать, пр_градить, пр_дание формы, пр_делать, пр_до6рый, пр_забавный,  пр_ветливый, пр_землиться, пр_стижный,пр_ключение,  пр_кратился, пр_лежание, пр_лечь, старинное пр_дание, пр_ломление, радиопр_ёмник, пр_миальный,  пр_болеть, пр_морье, пр_бывание на даче, пр_мчаться,  пр_ватный, пр_образнть, пр_озёрный, пр_ходить,  пр_оритет, пр_мьера, пр_поднять, пр_рвать,  пр_мадонна, пр_рекаться, пр_сесть, пр_смешной, пр_станционный, пр_стиж, пр_тензия,  пр_тонкий, пр_украсить,  пр_вилегия, пр_усадебный,  пр_тормозить, пр_шить, пр_терпевать, пр_лепить, светопр_ставление, тяжкое пр_ступление

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА №4 (словообразование и ударение)
Задание. Образуйте родительный падеж множественного числа
КЕДЫ
КЛИПСЫ
ЛАМПАСЫ
НОСКИ
РЕЛЬСЫ
АРМЯНЕ
БУРЯТЫ                  
ГРУЗИНЫ
БАШКИРЫ
БОЛГАРЫ

Задание. Расставьте ударения.
вероисповедание, бряцание, бензопровод, блудница, бюрократия, Бальмонт, Балашиха, верба, верна, взяла

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Разделительный Ъ  Ь.
II. Оборудование и приложения. Презентация «мягкий знак, твердый знак»
Проверка домашнего задания
1. Проверочная работа «Словообразование и ударение», «приставки ПРИ-, ПРЕ-».
Слово учителя.
Говорить мы сегодня будем о Ь, Ъ. Самое главное, о чём нужно помнить: обе эти применяются для того, чтобы не допустить слияния согласного и гласного. Название Ь, Ъ условно, так как Ь знак не всегда смягчает согласный, в словах блажь, освещаешь смягчения не происходит (ж и ш всегда твёрдые).
Твёрдый знак не всегда указывает на твёрдость - в слове адъютант нормативное произношение д мягкое.
История происхождения этих букв очень интересна. В славянском языке были буквы: Ъ  («ер») и Ь («ерь»). Сравните сънъ (сон) и дьнь (день).
В 12 веке редуцированные гласные такие, как ять, фита, ижица, i десятичное  ушли из языка.
А вот Ъ («ер») остался. Он писался на конце слов: городъ, дубъ.
К началу 20 века эта буква раздражала весь народ. Буква вызывала ненависть, гнев, смех и слёзы. Люди разделились на тех, кто писал с Ъ и без неё. Эту букву как только не называли: буква-дармоед, буква-лодырь и буква-бездельник.
Она  в конце слов съедала более 8 процентов

бумаги: в романе «Война и мир» эта буква встречалась 115000 раз. Эта была самая бесполезная и дорогостоящая буква мира.
В 1917-1918 годах исчез и Ъ («ер»). Сейчас эта буква выполняет простую, но полезную работу. Ъ и Ь посвящен наш сегодняшний урок.
Теория /опорный конспект/.
А) Разделительный Ъ применяется:
- после приставок перед ю, е, ё, я: съезд, объект, предъюбилейный.
Запомните! В слове необъятный приставка об-, а ят – корень.
- в сложных словах перед  я после двух, трех, четырёх: сверхъестественный, двухъярусный, трехуровневый
-перед ю, е, ё, я после: диз-, ад-, кон-, ин-, об-, контр-, транс-, суб-, пан-: конъектура, адъютант, инъекция, субъективный, объект, трансъевропейский.
Б) Разделительный Ъ не употребляется:
-в сложносокращенных словах: горювелир, детясли
-в словах, где корень начинается не на ю, е, е, я: дезинформация, контрудар, трансатлантический, панамериканский.
В) Разделительный ь применяется:
- перед ю, е, ё, я:  пьеса, серьезный, дьяк (частая ошибка: подЪячий; запомните! от слова дьяк образовано слово подьячий т.е. под – не приставка, пишется Ь), вьюга, бурьян, секьюрити, но! нюанс.
-перед ю, е, ё, я, и между корнем и окончанием: пью, воробьи, сыновья.
-в иноязычных словах перед е и о: бульон, медальон, шампиньон,

интерьер.
-в числительных от пятьдесят (семьдесят два) до восемьдесят (восемьдесят девять) и от 500 (пятьсот шестьдесят один) до 900 (девятьсот восемьдесят девять)
-в притяжательных прилагательных: волчья нора, медвежья услуга, охотничья собака.
Иногда Ь появляется в падежной форме притяжательного прилагательного. Сравните: лисий воротник – лисьего воротника.
Упражнение на закрепление
Задание под диктовку
- Адъютант, альбатрос, валерьянка, вермишель, верфь, витязь, властитель, воробьенок, дьячок, обличье, объеда̀ла, подъехать, подъезжать, подъельник, подъемистый.
- Альт, восьмой, быльем поросло, всерьёз, въедливый, вьетнамец, вульгарный, объединенный, обезьяна, подъемник, подъязычный, пьедестал, пьеса, пьющий, подреберье.
- Барьер, батальон, баульчик, бельэтаж, бенгальский, бестолочь, бинокль, бишь (частица), брошь, вальдшнеп, ветошь, вынянчить, грильяж, грач.       
Домашнее задание
Составить рассказ с использованием слов на это правило или проверочную работу (тест, упражнение).

Комментарии к этому уроку:

Комментарий добавил(а): Зинаида
Дата: 2020-09-13

спасибо

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.