Сочинение. Описание памятника культуры. Словарный диктант №11    

    План-конспект урока 
    

    Тема урока. Описание памятника культуры.
    Эпиграф урока.
    Ничего не боялся я столько,
    Как жить в городе без истории,
    Преданий и памятников.
    Аполлон Григорьев

    Ход урока.

    Словарный диктант №11.
    Синекдоха (определение)
    Гениальный, декларация, газопровод, диалОг, августовский, беллетристика, воображение, включИть, включИм, включАт, договОр(А), диплом, дискуссия, зодчества, идеал, интеллект, искусный, истинный, колорит, комитет, компьютер, красноречие, облегчИть, пролОг, пренезия [т], хозЯева, экспрЕсс [p], эстафета.

    Слово учителя с элементами беседы.
    Сегодня необычное занятие − развитие речи. И задача перед нами сложная, так как мы будем продолжать учиться писать сочинение.
    Вид сочинения – описание памятника культуры.
    Мы с вами много путешествуем, и скажите, пожалуйста,
    В. Что мы хотим мы в первую очередь увидеть, прибывая в ту или иную страну? Или у нас на Родине, посетив какой-нибудь город, станицу или маленькую деревушку всего в сотне км от нашего места проживания? 
    Достопримечательности.
    Конечно, достопримечательности.
    Мы совершаем перелёты из страны в страну, переезжаем из города в город, плывём к далёким островам, а самые отчаянные перемещаются автостопом, верхом или даже пешими.
    Путешествуем мы налегке или с багажом, в составе группы или в одиночку, по путевке туристического агентства или самостоятельно – все для того, чтобы увидеть воочию эту самую достопримечательность.
    В. Что вы понимаете под словом достопримечательность? Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите это слово?
    Мемориал, пьедестал, скульптор, памятник, увековечить, воздвигнуть, запечатлеть…
    Все эти слова понадобятся вам для написания сочинения.
    Вспомним,
    В. Что такое стили речи?
    Стили речи − это система языковых форм и конструкций, которые применяются в текстах, ориентированных на определенную сферу использования − в деловых документах, художественной литературе, в быту или научной среде.
    В. Стили речи и типы речи − это одно и то же? Почему?
    Это разные понятия, их не следует путать.
    Тип речи предполагает определенный характер построения высказывания, способ изложения.
    В. Какие типы речи различают в русском языке?
    Повествование, рассуждение, описание.
    Эти типы речи встречаются практически в любом стиле речи (некоторые ограничения имеет официально-деловой стиль).
    В. Какие типы речи различаются в следующем тексте?
    Притча о рогах и рогоносцах
    Быль это или небыль, а быть может и то, и другое, но случилось так, что Заяц спросил Оленя:
    − Зачем тебе рога? От них же пользы никакой.
    Олень ответил:
    − Рога − это красиво. Я не люблю зверей с пустой головой.
    Заяц обиделся и сказал:
    − Зато у меня богатый внутренний мир!
    Не нашелся Олень что ответить Зайцу и понуро поплелся к лесному озеру.
    Повествование
    И отразился в озере грациозный и прекрасный зверь.
    И были у красавца зверя на голове рога, словно ветви сказочного дерева. И стройные ноги зверя в чулках белых, несли величавое и поджарое тело.
    И замолкли лягушки, пораженные красотой его. И толстый барсук, устыдившись вида своего, спрятался под корягу.
    И звался зверь-красавец Оленем Благородным.
    Описание
    А Заяц, оставшись один, веселился вовсю.
    Ну, скажите, Бога ради, зачем зайцу рога? Для чего самодостаточному зверю какие-то глупые выросты на голове? Тому же Медведю, например. Детей пугать? Медведя и так боятся до… медвежьей болезни.
    Нет, если бы Медведь был дворником или, допустим, премьер-министром, то другое дело. В этом случае главное, что на голове, а не внутри ее.
    Зайцу же, чтобы морковь по огородам воровать, и вовсе рога не нужны. Чай, не премьер-министр.
    Рассуждение
    Как вы видите из прочитанной притчи, границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах.
    В. Какой тип речи выберете вы для сочинения?
    Описание.
    В. Что такое описание?
    Это такой тип речи, при котором описываются признаки какого-нибудь предмета, явления, животного или человека.
    Мы выбрали для сочинения тип речи «описание»
    В. Допустимы ли в сочинении другие типы речи? Почему?
    Не только допустимы, но и необходимы для того, чтобы сочинение было более разнообразным и красочным.
    На нашей планете создано множество памятников. В каждом городе они есть. Это молчаливые повествователи подвигов, доблести, славы, языком искусства рассказывающие о том или ином событии, историческом персонаже, военачальнике, писателе и т.д.
    В. Какие вопросы характерны для сочинения «Описание памятника культуры»?
    Каков предмет описания? Как он выглядит? Какие признаки для него характерны? Кто автор? Какова история создания?...

    Слово учителя.
    Почти в каждом уголке нашей страны есть памятники героям сказок А.С. Пушкина. Они есть в… Впрочем, посмотрите сами…
    Есть в нашей стране памятники и другим литературным персонажам.
    Например,
    бравому солдату Швейку чешского писателя Ярослава Гашека («Похождения бравого солдата Швейка») в Самаре
    литературным героям Эдуарда Успенского «Каникулы в Простоквашино» в Луковицах,
    неунывающему весельчаку и народному любимцу Ходже Насреддину в и его великомудрому ишаку в Москве (Леонид Соловьев, «Возмутитель спокойствия», «Очарованный принц»).
    В Москве же на Смоленской набережной рядом с посольством Великобритании можно увидеть памятник легендарному Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону – литературным героям английского писателя Артура Конан Дойла.
    Много подобных памятников и за рубежом, например:
    дону Кихоту и Санчо Пансе (Мигель де Сервантес Сааведра, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский») в Мадриде,
    русалке в Копенгагене (Ганс Христиан Андерсен, «Русалочка»).
    Есть за рубежом и памятники литературным героям русских авторов. На одном из них мы и заострим наше внимание. Этот необычный памятник, который будет объектом-темой нашего сочинения – (слайд 21) памятник Муму, героине одноимённого рассказа И.С. Тургенева.
    Давайте начнём собирать рабочие материалы и составим план сочинения. Для начала нужно узнать автора памятника, ознакомиться с историей создания.
    Автор проекта Юрий Грымов – режиссёр фильма «Муму», который впервые был продемонстрирован во Франции, на фестивале в Онфлёре.
    Итак, по инициативе Юрия Грымова во Франции, в очень уютном городском парке города Онфлёра, на берегу небольшого пруда установлен памятник маленькой собачке Муму, работы минского скульптора Владимира Цесслера.
    Выбор места установки памятника не случаен. И.С. Тургенев любил бывать в этом парке, часто встречался здесь с известным французским писателем 19 века Ги де Мопассаном.
    Доведённый до отчаяния великий француз на этом месте пытался покончить жизнь самоубийством, он пять раз желал свести счёты с жизнью. Поэтому французы дали памятнику другое название – памятник любви и одиночеству.
    Конечно, возникнет у вас вопрос, почему автор проекта не установил памятник в России. Ответ прост до безобразия: не смог достучаться через чугунные лбы московских чиновников до их умов, не получил разрешения
    и тогда обратился к мэру Онфлёра в письме, отправленном по факсу. Ответ пришёл почти мгновенно: «Приезжайте. Устанавливайте».
    И этот памятник персонажу русского писателя теперь является символом города Онфлёр.
    Но Юрий Грымов – человек-оптимист, он надеется, что когда-нибудь ему удастся поставить памятник и в Москве тоже.

    Слово учителя с элементами беседы.
    А теперь я предлагаю рассмотреть два памятника в совокупности. Памятник Муму и памятник Русалочке в Копенгагене. Сравните их
    В. Чем памятники схожи?
    У воды, на камне….
    В. Как вы думаете, почему у собачки русалочий хвост?
    Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить
    В. Кто такие русалки?
    Это сказочные девушки, живущие триста лет; только когда они перестают быть, их не хоронят, у них даже нет могил, они просто превращаются в морскую пену
    Не будем говорить о том, какие поверья существуют в России о русалках, не будем говорить о том, что русалки – это девушки-утопленницы, заманивающие своим голосом в водоёмы людей и топящие их.
    В. Давайте вспомним, какова Русалочка Ганса Христиана Андерсена и заслужила ли она памятник?
    Да, так как у неё было доброе сердце, она не убила принца, чтобы смогла жить сама, и, самое главное, она превратилась в тот живительный воздух, который в жарких странах, где люди гибнут от зноя, навевает прохладу, распространяет в воздухе благоухание цветов и несет людям исцеление и отраду.
    И ещё, на мой взгляд, Русалочка Андерсена везде и повсюду и до сих пор приносит радость людям. Мне очень хочется, чтобы вы всегда ощущали её присутствие рядом с собой в розовом воздухе и были весёлыми, радостными и счастливыми.
    Понятно ли, почему Муму с русалочьим хвостом?
    Это памятник жертве любви, то есть всем нам.
    Автор памятника хочет донести до нас мысль, что Муму, как и Русалочка, (т.е. любовь и доброта) не исчезают бесследно, они перевоплощаются.
    Вспомните, какие прилагательные оценки вы сможете использовать в сочинении?
    Вспомните и о других средствах художественной выразительности (метафорах, олицетворениях), возможно и они пригодятся вам в работе. Составьте план описания.
    В. Посмотрите на слайд и ответьте себе
    можно ли сказать, что памятник оригинальный, уникальный, что он не похож на все другие?
    если не похож, то чем?
    Какие эпитеты вы бы подобрали для его описания?
    Какие эпитеты характеризуют не только памятник, но и передают чувства людей, которые видели его.
    С чего бы вы начали описание?
    Как закончили бы сочинение?
    Ваш учитель предлагает описание закончить рассказом о своих впечатлениях, полученных от созерцания памятника собачке-русалке.  

    Самостоятельная работа.
    Составление плана.
    Чтение и обсуждение плана.

    Домашнее задание.
    Подготовится к сочинению «Собачка-русалка». Черновик сочинения.
    Задание на 10 дней: подготовиться к словарному диктанту №12.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Наш народ миролюбив и незлобив. Восемьсот лет провел в походах и боях...

Г.Зюганов,
лидер КПРФ






Статистика посещений
   Сегодня 122  Сейчас 2







Сочинение. Описание памятника культуры. Словарный диктант №11

Урок русского языка в 8 классе.
Урок 59-60.
К уроку
презентация
контрольные сочинения учеников школы 17, г. Москва

Уроки русского языка и литературы
Картинка урока
Презентация к уроку "Сочинение. Описание памятника культуры. Словарный диктант №11"
Скриншоты презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2017-11-10

Тест, задания или проверочная к уроку

К уроку "Сочинение. Описание памятника культуры. Словарный диктант №11"



Контрольное сочинение «Описание памятника»

Всем с детства известно произведение И.С. Тургенева «Муму». Этот грустный и драматичный рассказ поражает читателей и заставляет возвращаться к нему снова и снова. Он раскрывает всю жестокость и бесчеловечность крепостного права, показывает безнаказанное своеволие помещиков и несправедливость к простым крестьянам. В этой повести жертвой произвола стал Герасим и его единственный друг – маленькая собачка Муму. И даже спустя сто лет эта история продолжает трогать сердца людей.
Не удивительно, что памятники Муму были сооружены не только в России. Во Франции есть также скульптура, посвященная этой печально известной героине. Она была установлена в 1998 году благодаря русскому режиссеру и актеру Юрию Грымову, который заказал ее у скульптора Владимира Цесслера. Изначально памятник хотели воздвигнуть в Москве, но, к сожалению, правительство так и не дало на это согласия. Поэтому было решено выбрать местом для памятника город Онфлер, – в нем нередко бывал Тургенев. Скульптура находится на берегу пруда, где французский писатель Ги де Мопассан пытался не раз покончить жизнь самоубийством.
Этот памятник выполнен из бронзы и имеет небольшой размер. Собачка сидит на камне. Ее уши немного приподняты, поэтому создается впечатление, что она чего-то ждет. В ее глазах грусть, но, несмотря на это, в них остается искорка надежды. Кажется, что Муму смотрит на своего хозяина, как бы пытаясь понять, что с ней случится. Но на шее у нее уже накинута веревка, ее судьба предопределена. На это же указывает еще одна необычная деталь этой скульптуры: вместо задних лап у Муму русалочий хвост.
Здесь можно увидеть аналогию со сказочной героиней Андерсена – Русалочкой. Эта девушка имела доброе сердце и пожертвовала своей жизнью ради спасения любимого человека. После смерти она перевоплотилась в живительный воздух и продолжала нести людям радость. Муму также оставалась преданной своему хозяину до конца. В ее взгляде нет осуждения и укора, только доверие и покорность. Наверное, если бы Муму знала о своей судьбе, она ради спасения Герасима от злой воли помещицы, как и Русалочка, пожертвовала бы собой.
Памятник Муму – один из самых удивительных и незабываемых. Он является символом жертвенности во имя любви. Для людей эта скульптура должна стать напоминанием о преданности тем, кого любишь и кто тебе дорог.

Короткова Мария

Контрольное сочинение «Описание памятника»

В славном городе Онфлере, что находится южнее от Парижа, стоит памятник героине одной из самых трогательных повестей девятнадцатого века «Муму». Его соорудил Владимир Цесслер по просьбе режиссера фильма «Му-му» Юрия Грымова.
Собачка сидит на камне и с премилым взглядом смотрит в глаза всем, кто останавливается, чтобы полюбоваться ею. На первый взгляд, это самый обычный памятник литературному герою, однако внимательный наблюдатель заметит, что позади у собачки не лапки, а ... русалочий хвост! И сразу становится понятно, что скульптор хотел сравнить Муму с Русалочкой из сказки Ганса Христиана Андерсена. Так же как и памятник Русалочке в Копенгагене, статуя Муму не имеет пьедестала или постамента. Собачка сидит на камне, свесив хвост немного вбок.
Как известно, «Русалочка» заканчивается смертью главной героини и ее превращением не только в морскую пену, но и в "живительный воздух, что приносит радость и успокоение в жаркие страны, где люди умирают от зноя и жажды". Таким образом, сравнивая Муму с Русалочкой, скульптор хочет сказать , что милая собачка дворника Герасима не умерла. Она до сих пор остается тем самым приятным теплым воздухом, который отогревает даже самые холодные, смягчает даже самые черствые сердца.
В Москве тоже есть памятник этой собачке. Он изображает Муму, сидящую около больших сапог Герасима. Эта скульптура, конечно же, неплоха, однако онфлерская Муму мне гораздо милее, потому что она заставляет задуматься о том, что порой выдуманные персонажи из фильмов и книг влияют на нашу жизнь сильнее, чем реальные родители, реальные друзья и реальные учителя.

Липатов Степан

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.
Может содержать дополнительно:
файлы изображений и мультимедиа,
презентации Microsoft PowerPoint и др.)


 
Фрагменты урока 

Тема урока. Описание памятника культуры.
Сегодня необычное занятие − развитие речи. И задача перед нами сложная, так как мы будем продолжать учиться писать сочинение. Вид сочинения – описание памятника культуры.
Мы с вами много путешествуем, и скажите, пожалуйста, что мы хотим мы в первую очередь увидеть, прибывая в ту или иную страну? Или у нас на Родине, посетив какой-нибудь город, станицу или маленькую деревушку всего в сотне км от нашего места проживания?
Достопримечательности.
Мы совершаем перелёты из страны в страну, переезжаем из города в город, плывём к далёким островам, а самые отчаянные перемещаются автостопом, верхом или даже пешими.
Путешествуем мы налегке или с багажом, в составе группы или в одиночку, по путевке туристического агентства или самостоятельно – все для того, чтобы увидеть воочию эту самую достопримечательность.
В. Что вы понимаете под словом достопримечательность? Какие возникают у вас ассоциации, когда вы слышите это слово?
Мемориал, пьедестал, скульптор, памятник, увековечить, воздвигнуть, запечатлеть…
Все эти

слова понадобятся вам для написания сочинения.
Вспомним, Что такое стили речи?
Стили речи − это система языковых форм и конструкций, которые применяются в текстах, ориентированных на определенную сферу использования − в деловых документах, художественной литературе, в быту или научной среде.
В. Стили речи и типы речи − это одно и то же? Почему? О. Это разные понятия, их не следует путать. Тип речи предполагает определенный характер построения высказывания, способ изложения.
В. Какие типы речи различают в русском языке? О. Повествование, рассуждение, описание.
Эти типы речи встречаются практически в любом стиле речи (некоторые ограничения имеет официально-деловой стиль).
В. Какой тип речи выберете вы для сочинения? О. Описание.
Давайте начнём собирать рабочие материалы и составим план сочинения. Для начала нужно узнать автора памятника, ознакомиться с историей создания.
Автор проекта Юрий Грымов – режиссёр фильма «Муму», который впервые был продемонстрирован во Франции, на фестивале в Онфлёре.
Итак, по инициативе Юрия Грымова во Франции, в очень уютном городском парке города

Онфлёра, на берегу небольшого пруда установлен памятник маленькой собачке Муму, работы минского скульптора Владимира Цесслера.
Конечно, возникнет у вас вопрос, почему автор проекта не установил памятник в России. Ответ прост до безобразия: не смог достучаться через чугунные лбы московских чиновников до их умов, не получил разрешения и тогда обратился к мэру Онфлёра в письме, отправленном по факсу. Ответ пришёл почти мгновенно: «Приезжайте. Устанавливайте».
И этот памятник персонажу русского писателя теперь является символом города Онфлёр. Но Юрий Грымов – человек-оптимист, он надеется, что когда-нибудь ему удастся поставить памятник и в Москве тоже.

Самостоятельная работа.
Составление плана. Чтение и обсуждение плана.

Домашнее задание.
Подготовится к сочинению «Собачка-русалка». Черновик сочинения.
Задание на 10 дней: подготовиться к словарному диктанту №12.


Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.