|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Простое глагольное сказуемое. II. Оборудование и приложения. Карточка опроса, презентация. Опрос. /карточка опроса прилагается/ Слово учителя с элементами беседы. Текст. Геологи рассказали о разведанных месторождениях самоцветов. Геологи рассказали бы о разведанных месторождениях самоцветов, но эфирное время истекло. Пусть геологи расскажут о разведанных месторождениях самоцветов. В. Разнятся ли лексические значения сказуемых? Нет. Задание. Составьте со словами, приведёнными ниже, предложения. Укажите предложения с ПГС. а) Увлекаюсь; б) будем изучать; в) осваивают; г) давайте споем. Работа с текстом. Задание. Определите, чем выражены сказуемые. Текст 1. Диктует учитель. Наступила весна. Снег сначала осел, потемнел,
|
а затем как-то незаметно истаял. Значительно потеплело: солнышко в небе стало появляться все чаще и чаще. Повеселели воробьи, их звонкое чириканье раздавалось отовсюду. Настороженно набухшие почки вдруг за ночь превратились в нежно-зеленные листочки. Где-то вдалеке загремело. Приближалась первая весенняя гроза. В. Определите тип речи. Ведется повествование; обозначена динамика событий: описывается начало, развитие действия, одна картина сменяет другую. В. Назовите вид сказуемых, которые используется в тексте. ПГС, прошедшее время, совершенный вид. Текст 2. Диктует учитель. Она двигалась маленькими шажками, как балерина, ступающая на носках. Полы платья ее шелестели и дрожали, отражалась в мраморе пола призрачным розовым облаком, и казалось, букет дивных цветов плывет по зеркальной глади огромного пруда. В. Определите тип речи и вид сказуемых в повествовании.
|
ПГС, действие предмета речи. Вывод: ПГС может использоваться для изображения в повествовании динамики событий и описания действий предмета речи. Работа с таблицей. Способы выражения ПГС Примеры предложений Я иду навстречу солнцу. И будут петь потомки славу нам. Он топ ногой, хрясть по столу, гав в телефон! Он бьет баклуши день-деньской. Он родился в рубашке. Она выглядела красавицей. Он было открыл калитку, но вдруг передумал. В степи как будто несло гарью. Они, бывало, горланили на всю деревню; Они было загорланили на всю деревню, да вовремя передумали. Рефлексия. Домашнее задание. Упр. 124, 127. Р/т Г.А. Богдановой, упр. 43, 44, 45.
|