|
Фрагменты урока
Тема. Роль сочинительных союзов в смысловых отношениях в сложносочиненных предложениях. Содержание. ССП с сочинительными союзами. Словарный диктант. Типы и виды ССП, примеры, задания, таблица «сочинительные союзы», презентация «смысловые отношения между предикативными частями ССП» 1. Проверка домашнего задания. Словарный диктант №3. Лирика (определение) Эксперимент режиссёра, прогнозировать ситуацию, пессимистический взгляд, роскошный палисадник, гуманное отношение, старинные традиции, присутствовать на конференции, анализировать систематически, мировоззрение писателя, расположиться амфитеатром, прогрессивные воззрения, разыгранная комедия, активная позиция, известный комментатор телевидения, ровесник поэта, идеологическая борьба, эффективный метод Текст. А. Маше доставили письмо. Письмо написано было по-испански. Маша не смогла прочесть письмо. Б. Маше доставили письмо, которое было написано по-испански, и она его не смогла прочесть. В. В чем различие пониманий предложений А и Б? В каждом из пунктов
|
сделано по три утверждения ̶ изложено три факта, но в предложении Б, в отличии от группы предложений А, возникли, благодаря союзу и, причинно-следственные связи между утверждениями, что письмо было написано по-испански и, что Маша не смогла его прочесть, очевидно, потому что не знает испанского языка. 2. Сложносочиненные предложения с соединительными, разделительными и противительными союзами (без записи конспекта). Прежде, чем продолжить наш разговор о смысловых отношениях в ССП посмотрим видеоурок на эту же тему. 3. Закрепление материала видеоурока. Задание. Выделите союзы и грамматические основы. Определите смысловые отношения в ССП Странник говорил по-южному певуче, и тембр голоса его был низкий с хрипотцой. (последовательность) То выплюнет кратер удушливый серный дым, то затихнет всё в нём на неопределенное время. (чередование) Он – в седле, а шляпа – на голове. (сопоставление) Либо я сломаю его ослиное упрямство, либо он доведет себя до цугундера. (взаимоисключение) Не одни только подростки увлекаются цифровыми играми, но, бывает, и
|
взрослых на оторвать от компьютера. (противопоставление) 4. Анализ предложения. Беседа. Текст. Звездочки давно погасли в небе и уже играют на рожке. Слово учителя. Читая приведенное предложение, трудно сдержать улыбку: выходит, что звездочки сначала погасли, а затем они же заиграли на рожке. В. Какое это предложение? Простое с однородными сказуемыми погасли и играют, связанные союзом и В. Что надо сделать, чтобы предложение смотрелось (и звучало) правильно? Поставить запятую перед союзом и, таким образом сложное предложение, части которого соединены союзом и. Звездочки давно погасли в небе, и уже играют на рожке. В. Назовите смысловые отношения. Последовательность действий. 5. Рефлексия. Домашнее задание. Самостоятельно составить конспект-памятку «Сочинительные союзы» Задание на 2 недели. Подготовиться к словарному диктанту №4.
|