|
Фрагменты урока
Тема открытого урока. Сложноподчиненные предложения с придаточными уступительными Содержание. Придаточное уступки, место в СПП, вопросы, средства связи. Задания, примеры, схемы, таблица, презентация «СПП с придаточными уступки» Уступительные придаточные в СПП. Придаточные, которые мы будем изучать сегодня, трудны тем, что в речи встречаются очень редко, эти придаточные имеют уступительно-сопоставительные отношения. Научиться определять придаточные уступительные – вот главная задача урока. В предложениях подобного типа необходимо найти два действия: Мы не опоздали на соревнования. Поздно вышли из дома. Задание. Соедините эти два действия таким союзом, чтобы получилось СПП с придаточным, при котором одно действие могло бы помешать другому. Мы не опоздали на соревнования, хотя вышли из дома поздно. Второе предложение в этом СПП и есть придаточное уступки. В подобных предложениях происходит два действия: первое − в главном предложении; второе, «мешающее» первому, − в придаточном. Итак, придаточное уступительное содержит некое действие, мешающее или
|
противостоящее другому действию в главном предложении, но неизвестным причинам не смогло воспрепятствовать. Основной союз, соединяющий главное предложение с уступительным, это союз хотя. В. Попытайтесь объяснить, каково происхождение союза хотя? Историческое происхождение союза хотя от глагола хотеть. Давно хотя утратил свое глагольное значение, превратившись в союз, который легко заменяется другими союзами. В. Можете подобрать к союзу хотя синонимы? Именно союзы прикрепляют придаточное к главному. Кроме союзов придаточные к главному могут прикрепляться и союзными словами с частицей ни: Кто бы ты ни был, вызываю тебя на смертный бой. Видеоурок «СПП с придаточными уступки». Для лучшего восприятия содержания открытого урока, мы сейчас просмотрим короткое видео, а затем продолжим нашу беседу. Зарисуйте таблицу «Придаточное уступки» и пользуйтесь ею в качестве памятки. Придаточное уступки. Задание. Соедините предложения союзами так, чтобы получились СПП с придаточными уступки. 1. Цветы ярко пестрели на окне. Палило нещадно солнце. 2. Подсолнухи увяли. Их поливали каждый день. 3.
|
Туристы шли быстро. Дорога была долгой и сложной. Задание. Сделайте пунктуационный разбор предложений. 1. Хотя Петя не выучил стихотворение, папа отпустил его гулять. В. Петя выучил стихотворение? Нет. В. Он хотел, чтобы папа отпустил его гулять? Да. В. Он ждал уступки? Да. Следовательно, это ССП с придаточным уступки. 2. Сколько мы ни стучали и ни кричали, никто нам не открыл. В. Почему в первом случае пишется ни, а во втором не? В первом случае ни, так как усиливает утверждение, а во втором не, потому что не – отрицательная частица. В. Те, кто стучал в дверь, желали, чтобы им уступили, т.е. открыли? Да. Следовательно, это придаточное уступительное В. Дверь открыли, уступили? Нет. В. А Пете в предыдущем предложении уступили? Да. Вывод. В СПП с придаточным уступительным уступка ожидается, однако и ожидаемое может как произойти, так и нет. Рефлексия. Домашнее задание. Выучить конспект. Упр. 178, 180
|