|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Запятая, точка с запятой в БСП. II. Оборудование и приложения. Презентация «Знаки препинания в БСП». Игра «Да» « НЕТ». 1. Словосочетание – это самая маленькая синтаксическая единица. Нет. 2. Словосочетание должно состоять из основн. и зависим. слова. Нет. 3. Предложения бывают распространёнными и нераспространёнными. Да. 4. К двусоставным предложениям относятся назывные распространённые. Нет. 5. Неполные пред. – это предл. односоставные. Нет. 6. Сложные предложения бывают только сложносочинёнными и сложноподчинёнными. Нет. 7. ССП состоят из глав. и придат. части. Нет. 8. Обстоятельственные придат. отвечают на вопросы косв. падежей. Нет. 9. Обстоятельственные придат. отвечают на вопросы обстоятв. и относятся ко всему глав. предложению. Да. 10. СПП бывают с двумя или несколькими придат. Да. Беседа. В. Верны ли слова великого классика, вынесенные в эпиграф урока? Да. Это мы и проверим сегодня на уроке.
|
Слово учителя. В. А можете ли вы предположить, что это за предложения? Название говорит само за себя – в этих предложениях нет союзов. Запись опорного конспекта. Смысловые отношения выражены не так явно, они должны извлекаться адресатом из содержания частей. Например, по-разному можно истолковать смысл предложения: Подморозило, стало скользко. Если просто сообщать как о погодных условиях, то происходит перечисление этих изменений, их надо произносить с интонацией перечислительной, на письме нужно ставить запятую. Но можно указать на причину того, отчего стало скользко. В таком случае это причинные отношения, произносить их надо с предупредительной интонацией, неспокойным понижением голоса, на письме поставим двоеточие: Подморозило: стало скользко. Закрепление. Задание. Определите, какова интонационная связь в приведённых ниже предложениях: Наступило утро, пошел снег, с востока ветер погнал облака в нашу сторону. Неожиданно возникла страшная мысль: вдруг всё
|
произойдёт без моего участия. Буквенный диктант. Задание. Запишите только буквами: сложное предложение = С, простое = П. 1) Пробудился город: загудели автомобили, загрохотали трамваи, затрещали мотоциклы. /С/ 2) Есаул выбежал из землянки, вскочил на коня, гикнул молодецки и скрылся из виду. /П/ 3) Расстроенный полученной новостью, учитель замолчал. /П/ 4) Ветер усиливался, огонь разгорался. /С/ 5) Я понял: уговоры закончились. /С/ Слово учителя.. Текст: Как только хлынул дождь, он перешел с прогулочного шага на быстрый бег. В. Какое это предложение? СПП. В. Уберите из этого предложения союз и подумайте, что изменилось в предложении? Хлынул дождь, он перешел с прогулочного шага на быстрый бег. Самостоятельная работа. Рефлексия. Домашнее задание. Закончить сочинение. Упр. 218.
|