Изобразительно-выразительные средства русского языка. Фигуры речи. (Начало темы)    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры речи. Инверсия, антитеза,  градация, оксюморон. Словарный диктант №1. Примеры, задания, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 4. (время 0:05)
    А. И.С. Тургенев,  «Русский язык». Стихотворение в прозе.
    Б. Словарный диктант №1.

    2. Анализ текста /прилагается/. Слайд 4. (время 0:13)
    Задание на нахождение языковых средств в тексте и оценки эмоционального строя речи.

    3. Слово учителя. Слайд 5. (время 0:02)
    Понятие о синтаксических конструкциях – фигурах речи.

    4. Беседа. (время 0:02)
    Беседа об антитезе как контрастном противопоставлении мыслей, понятий, образов.

    5. Слово учителя. Слайд 6. (время 0:03)
    Принципы  создание антитезы на примере поэзии вагантов:
    Милосердье — наш закон…

    6. Беседа. Слайд 7. (время 0:02)
    Обратный порядок слов в предложении или инверсия. Зачем она нужна?

    7. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 8-16. (время 0:15)
    А. Логические, смысловые, акцентные функции инверсионного построения слов в предложении.
    Б. Градация, эмоциональное и смысловое значение градации на примере:
    Продам кроля – куплю овцу,
    Продам овцу – куплю быка.
    Назло своему отцу-купцу
    Прославлюсь на века!
    В. Оксюморон как сочетание несочетаемого или остроумно-глупое (греч.) на примере:
    На веселой панихиде,
    Не кляня всуе судьбу,
    Гости скорбно хохотали…
    Грустно было без бокала
    Лишь покойнику в гробу.

    8. Рефлексия. Домашнее задание.  Слайд 17. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


-Надо Израиль присоединить к России, чтобы честные евреи навели тут порядок.

В.Шандыбин,
депутат ГД






Статистика посещений
   Сегодня 218  Сейчас 5







Изобразительно-выразительные средства русского языка. Фигуры речи. (Начало темы)

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 6.
К уроку
презентация
проверочные работы "формообразование и ударения" для 10-11 классов

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Фигуры речи. (Начало темы)"
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-08-22

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Фигуры речи. (Начало темы)
II. Оборудование и приложения. Презентация.
Проверка домашнего задания.
1. И.С. Тургенев,  «Русский язык». Стихотворение в прозе.
2. Словарный диктант №1.
аккордеон, аксессуар, аккорд, аккомпаниатор, аккомпанемент, абажур, абонемент, аббревиатура, абстрактный, абориген, автострада,  автограф, адъюнкт, адекватный, айсберг, ажиотаж, акварель, академия, аккумулятор, аккуратный, аллегория, акклиматизация, аллитерация, актуальный, аллея.
Анализ текста /прилагается/.
Задание. Выполните задание на выданных вам листах.
Примерный ответ.
В зимнем лесу
Текст изобилует прилагательными, которые, как известно, любому тексту могут придать многоцветность (белоснежный ковёр, синие тени, золотые лучи, серебряные деревья) и выразительность (тяжёлые ветки, мохнатая лапа, снежное облако). Все названные прилагательные являются эпитетами. В этом небольшом тексте автор удачно использовал такое средство выразительности, как

метафору. А такой пример, как олицетворение, заставляет текст дышать, делает его живым и близким (солнце разбрасывает, молчат деревья, ветерок пощипывает).
Слово учителя.
Кроме изученных на предыдущем уроке тропов, выразительность речи придают и синтаксические конструкции, именуемые фигурами речи.
Многие из них хорошо вам знакомы, например, антитеза.
Запомните! Создание антитезы в большинстве случаев происходит с помощью антонимов.
Инверсия может использоваться для логического построения предложения, например, абсолютно разный оттенок имеют предложения:
День выдался жаркий. Выдался жаркий день.
Инверсия играет и  смысловую или акцентную функцию, в случае, когда автор хочет выделить важные или нужные  для его замысла слова. Инверсия как средство выразительности часто употребляется в поэтической речи, когда необходимо создать определённый ритм стихотворения.
Белеет парус одинокий…
В русском языке инверсия – довольно частое явление, так как в русском – свободный порядок слов, во многих других языках – строго определённый.
Градация –

расположение слов по нарастанию (восходящая) или убыванию  (нисходящая) их эмоционального или смыслового значения.
Продам кроля – куплю овцу,
Продам овцу – куплю быка.
Назло своему отцу-купцу
Прославлюсь на века!
Мы видим такое расположение, при котором в каждом последующем слове содержится усиливающее значение.
Иногда авторы используют контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу, иначе  это явление называют сочетанием несочетаемого – оксюморон. Яркие примеры оксюморона: грустная радость, живой труп, маленький гигант…
Оксюморон в переводе означает остроумно-глупое:
На веселой панихиде,
Не кляня всуе судьбу,
Гости скорбно хохотали…
Грустно было без бокала
Лишь покойнику в гробу.
Рефлексия. Домашнее задание. 
1. Упражнение 10.
2. Задание на неделю: подготовиться к проверочной работе №1 (формообразование и ударения) /прилагается/

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.