Изобразительно-выразительные средства русского языка. Фигуры речи. (Окончание темы)    

    План-конспект урока 
    

    План. Конспект. Тема. Изобразительно-выразительные средства. Стилистические фигуры речи. Парцелляция, анафора, эпифора, риторический вопрос, риторическое обращение, эллипсис, лексический повтор, ритм, рифма, интонация. Примеры, задания, презентация.

    План-конспект урока. (Хронометраж учебного времени*)

    1. Проверка домашнего задания. Слайд 2. (время 0:04)
    Опрос по изобразительно-выразительным средствам, использованным А. Куприным в «Гранатовом браслете».

    2. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 3-7. (время 0:10)
    А. Фигура речи – парцелляция, цель употребления парцелляции на примере стихотворения:
    В трактире грохот, смех и гам,
    И Богом я готов поклясться,
    Что школяры гуляют там.
    Поют. Танцуют. Веселятся.
    Б. Анафора – значение анафоры на примере стихотворений советских бардов В. Высоцкого и Б. Окуджавы.
    В. Эпифора – значение анафоры на примере стихотворений Б. Окуджавы.                         

    3. Рефлексия. Слайд 8. (время 0:04)
    Пример применения анафоры: прослушивание «Грузинской песни» Б. Окуджавы в исполнении трио «Реликт»

    4. Слово учителя с элементами беседы. Слайд 9-21. (время 0:14)
    А. Риторический вопрос и риторическое обращение, их смысл и эмоциональное значение.
    Б. Эллипсис – прием придания речи скорости, динамизма.
    В. Лексический повтор как усиление выразительности и эмоциональности высказывания:
    Спала луна, спали облака, спали звезды.
    Г. Синтаксический параллелизм в построении построение смежных предложений.
    Д. Звукопись – игра звуками мастеров художественного слова для усиления выразительности:
    В чернильной прозрачности ночи
    Чарующих звуков печаль,
    И чувств человечьих созвучье,
    И счастья начало начал…
    Е. Ассонанс и аллитерация – две стороны звукописи как инструмент поэтического мастерства.
    Ж. Ритм стихотворный и рифма – неотъемлемая часть стихотворной речи.
    З. Интонация как основное средство выразительности звучащей речи.

    5. Закрепление.  Слайд 22. (время 0:10)
    Выполните учениками задания по определению стилистические фигур речи в тексте.

    6. Домашнее задание.  Слайд 23. (время 0:03)

    * Результаты хронометража рабочего времени действительны при условии  применения презентации. Без вспомогательной презентации увеличение затрат времени на урок составит 10%-35%.

Последние обновления Урок русского языка в 9 классе. Контрольная работа "Сложноподчиненное предложение"Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчинённое предложение (обобщение темы)Урок русского языка в 9 классе. Итоговая контрольная работа по теме «Сложноподчинённое предложение».Урок русского языка в 9 классе. Сложноподчиненное предложение (семинар) Урок русского языка в 9 классе. Придаточное присоединительноеУрок русского языка в 9 классе. Подготовка к ОГЭ. Сжатое изложение.Урок русского языка в 9 классе. Придаточное сравнения (практикум)


- Я с жуликами, в том числе и с Россией, акционироваться не буду.

А.Лукашенко,
президент Беларуссии






Статистика посещений
   Сегодня 368  Сейчас 59







Изобразительно-выразительные средства русского языка. Фигуры речи. (Окончание темы)

Урок русского языка в 10 классе.
Урок 7.
К уроку
презентация
задание на закрепление материала

Уроки русского языка и литературы
картинка урока
Презентация к уроку "Изобразительно-выразительные средства русского языка. Фигуры речи. (Окончание темы)"
скриншот презентации

Автор: М.Н. Хабазова

Дата обновления: 2016-08-22

Открыть урок для просмотра в окне

Возможно некорректное отображение html-кода
документа Microsoft Office Word.

Получить ссылку на скачку урока

Ваш email:

Версии:

Легкая версия. Скачка бесплатная.

Архив ZIP (Докуметы Microsoft Office Word.)


 
Фрагменты урока 

I. Тема урока. Изобразительно-выразительные средства. Фигуры речи.
II. Оборудование и приложения. Презентация.

Проверка домашнего задания.
Опрос по изобразительно-выразительным средствам, использованным А. Куприным в «Гранатовом браслете».
Слово учителя с элементами беседы.
Парцелляция (фран. частица) – умышленное нарушение автором границ предложения, разделение предложения точками на две и больше частей:
В трактире грохот, смех и гам,
И Богом я готов поклясться,
Что школяры гуляют там.
Поют. Танцуют. Веселятся.
В. Сделайте вывод, с какой целью авторы употребляют парцелляцию?
Анафора (греч. единоначатие) – повтор сродных слов или звуков в начале двух и более самостоятельных отрезков речи, близко расположенных фраз или строф.
Эпифора (греч. прибавление) – повтор сродных слов или звуков в конце двух и более самостоятельных отрезков речи, близко расположенных фраз или строф. Эпифора употребляется с целью привлечения внимания к определенному слову, словосочетанию или предложению. В поэзии эпифора придает

стихосложению дополнительную красоту, изысканность. Особенно это чувствуется в стихотворениях, положенных на музыку, т.е. в поэзии бардов.
Рефлексия.
Вот послушайте. Звучит «Грузинская песня» Б. Окуджавы в исполнении трио «Реликт»
Слово учителя с элементами беседы.
Риторический вопрос – вопрос, заданный с целью привлечения внимания и не требующий ответа.
Риторическое обращение – призыв к людям или к конкретной личности, часто эмоциональное, не требующее непосредственного общения. Таковыми являются пожелания, лозунги, плакаты…
Эллипсис – это пропуск в предложении сказуемого.
Лексический повтор – умышленный повтор в речи для усиления выразительности и эмоциональности высказывания:
Спала луна, спали облака, спали звезды.
Следите за своей речью, не злоупотребляйте повторами, если у вас не получится использовать лексический повтор как средство выразительности, то ваш повтор будет считаться тавтологией, а это ошибка.
И следует сказать о синтаксическом параллелизме. Эта фигура речи представляет собой одинаковое синтаксическое построение

смежных предложений.
Звукопись – умелая игра звуками мастеров слова для усиления выразительности.  Мастерство поэтов проявляется именно в повторении в ненавязчивой форме одинаково звучащих согласных звуков – аллитерация или гласных звуков – ассонанс:
В чернильной прозрачности ночи
Чарующих звуков печаль,
И чувств человечьих созвучье,
И счастья начало начал…
Ритм стихотворный – повторение в стихотворении однотипных звуковых особенностей. В зависимости от системы стихосложения различают стихосложение:
Рифма – связь окончаний двух и более строк с помощью звуковых повторов.
Интонация – основное средство выразительности звучащей речи.
Закрепление. 
Выполните «Задание 1», выданное вам на листах /прилагается/.
Работу закончите дома.
Домашнее задание. 
Выполните «Домашнее задание», выданное вам на листах

Комментарии к этому уроку:

Пока к этому уроку нет комментариев

Добавить Ваш комментарий:


Введите сумму с картинки:



    Персональный сайт учителя Хабазовой М.Н. "Русский язык и литература для учителей и учеников". Copyright © 2013.