|
Фрагменты урока
I. Тема урока. Изобразительно-выразительные средства. Фигуры речи. II. Оборудование и приложения. Презентация.
Проверка домашнего задания. Опрос по изобразительно-выразительным средствам, использованным А. Куприным в «Гранатовом браслете». Слово учителя с элементами беседы. Парцелляция (фран. частица) – умышленное нарушение автором границ предложения, разделение предложения точками на две и больше частей: В трактире грохот, смех и гам, И Богом я готов поклясться, Что школяры гуляют там. Поют. Танцуют. Веселятся. В. Сделайте вывод, с какой целью авторы употребляют парцелляцию? Анафора (греч. единоначатие) – повтор сродных слов или звуков в начале двух и более самостоятельных отрезков речи, близко расположенных фраз или строф. Эпифора (греч. прибавление) – повтор сродных слов или звуков в конце двух и более самостоятельных отрезков речи, близко расположенных фраз или строф. Эпифора употребляется с целью привлечения внимания к определенному слову, словосочетанию или предложению. В поэзии эпифора придает
|
стихосложению дополнительную красоту, изысканность. Особенно это чувствуется в стихотворениях, положенных на музыку, т.е. в поэзии бардов. Рефлексия. Вот послушайте. Звучит «Грузинская песня» Б. Окуджавы в исполнении трио «Реликт» Слово учителя с элементами беседы. Риторический вопрос – вопрос, заданный с целью привлечения внимания и не требующий ответа. Риторическое обращение – призыв к людям или к конкретной личности, часто эмоциональное, не требующее непосредственного общения. Таковыми являются пожелания, лозунги, плакаты… Эллипсис – это пропуск в предложении сказуемого. Лексический повтор – умышленный повтор в речи для усиления выразительности и эмоциональности высказывания: Спала луна, спали облака, спали звезды. Следите за своей речью, не злоупотребляйте повторами, если у вас не получится использовать лексический повтор как средство выразительности, то ваш повтор будет считаться тавтологией, а это ошибка. И следует сказать о синтаксическом параллелизме. Эта фигура речи представляет собой одинаковое синтаксическое построение
|
смежных предложений. Звукопись – умелая игра звуками мастеров слова для усиления выразительности. Мастерство поэтов проявляется именно в повторении в ненавязчивой форме одинаково звучащих согласных звуков – аллитерация или гласных звуков – ассонанс: В чернильной прозрачности ночи Чарующих звуков печаль, И чувств человечьих созвучье, И счастья начало начал… Ритм стихотворный – повторение в стихотворении однотипных звуковых особенностей. В зависимости от системы стихосложения различают стихосложение: Рифма – связь окончаний двух и более строк с помощью звуковых повторов. Интонация – основное средство выразительности звучащей речи. Закрепление. Выполните «Задание 1», выданное вам на листах /прилагается/. Работу закончите дома. Домашнее задание. Выполните «Домашнее задание», выданное вам на листах
|